Путешествия Владимира Кононова

Поход на Кавказ

 


Летопись: первый круг.

10 июля.

        Утром я проснулся от громкого крика Лёхи. Будучи дежурным, он должен был разбудить остальных и сделал это по-армейски. Орал он хорошо, чем сразу же вызвал бурю негодования не только простых участников, но и Кати. Она сказала ему, что больше так делать не надо. Постепенно мы выползли из палаток навстречу холодному утру.
        Несмотря на ясную погоду, мороз был приличный. Сготовленные Ксюхой и Лёхой макароны быстро замерзли. Почти никто не доел свою порцию, что в походе наблюдалось крайне редко. Я смог проглотить только половину холодных слипшихся макарон, остальные же выбросил под камень. Тормозить было некогда, надо было собираться, чтобы взойти на перевал пораньше. В противном случае выйдет солнце и подтопит покрытый коркой снег, что сделает восхождение куда более сложным.

Перевал Уллу-Муруджу, рассвеь

        Несмотря на мороз, в этот раз мы собрались за рекордные два часа. Всё это время мы внимательно следили за другой группой туристов, забиравшихся вверх по долине реки: как раз там, где мы шли вчера. Это была первая группа людей, увиденная нами в походе. Они шли быстро, и мы уже начали прикалываться на тему того, как отпинаем их, когда они нас догонят. Этим мечтам не суждено было сбыться: туристы повернули вбок, видимо, на другой перевал.

Готовы к перевалу

        В связи с быстрым сбором и хорошей, в общем-то, погодой настроение у нас было замечательное. В конце сборов Глаша сыграл «Штиль», чем окончательно поднял наш боевой дух. С надетыми бахилами и кошками, в обвязке и с ледорубом мы пошли на перевал. Пару ходок шли до перевального взлета, убегая от солнца. Затем началось восхождение: подымались зигзагом друг за другом, стараясь оставлять после себя хорошие ступеньки в снегу. Забравшись чуть дальше середины взлета, мы увидели наверху целое стадо туров. Козы с детенышами очень легко и элегантно двигались по камням перпендикулярно нашему пути. Вот кого природа приспособила для жизни на этих безжизненных просторах. Они без страха перепрыгивали между некрепкими камнями и отвесными скалами. Стадо пробежала от нас достаточно близко и быстро: через несколько минут они уже скрылись из виду.

Обратный вид с перевала Уллу-Муруджу

        А мы полезли дальше вверх и, наконец, забрались на перевал. Тут было небольшое ровное место земли и опасный карниз из снега, нависающий в противоположную сторону. Именно склон, по которому нам предстояло спускаться, определял сложность перевала. Ребята достали веревки и обдумали схему спуска. Они так увлеклись этим, что мы чуть было не забыли сфоткаться на этом перевале. Это был наш первое серьезное препятствие: перевал Уллу-Муруджу(1Б*), высота 3300 метров.

На перевале

        Вид с него открывался восхительный, хотя Эльбрус, который мы подсознательно хотели увидеть, отсюда виден не был. Зато тут отлично было видно солнце, и нам пришлось мазаться кремом. В горах можно обгореть даже на снегу, причем сделать это проще, чем на пляже.

Смотрят на спуск Сани

        Первым с карниза дюльферял Саня. Он спустился на всю длину первой веревки, вытоптал себе площадку на склоне, закрепил там ледорубный крест и встал на него, обеспечивая безопасность следующих спускающихся. Надо сказать, что дюльфер шел у нас отлично: никакой дополнительной внешней страховки мы не делали, а многие спускались даже без прусика.

Дюльфер с карниза

        Вторым шел Леха. Он дошел до Сани, вцепился во вторую веревку и спустился к скалам, где организовал точку для третьей веревки. По ней первой спустилась Ксюха. Спустившись, она села на рюкзак, руководя прибывающими участниками. Остальные ребята, продюльферяв по трем веревкам, спускались дальше сами. Там внизу мы договорились встретиться на ровном месте пригодном под обед.

На спуске

        Я спускался где-то в середине группы. Без особых проблем добрался до конца всех веревок, все-таки ребята грамотно организовали всю систему.

Спуск с перевала

        Дальше я по неопытности стал спускаться в кошках по мокрому снегу. Это было не столько опасно, сколько не удобно. Вместо того чтобы размашистым шагом буквально слететь с горы, я медленно спускался зигзагом, периодически падая и зарубаясь. Мое положение осложнялось тем, что мои кошки не имели антиподлипов. Поэтому снег в них набивался за несколько шагов и приходилось отбивать его ледорубом. В результате до камней, где расположился на обед наш головной отряд, я добирался долго. Так долго, что успел устать. Когда же рядом со мной быстрым шагом четко вниз просвистел Серега, стало обидно. Зато я приобрел опыт, которым пользовался впоследствии.       

Я зарубаюсь
        
         Спустившись, я обнаружил, что Макс и Глаша готовят чай вместо дежурных. Оказалось, что дежурные Ксюха и Леха, как организаторы дистанции, спустятся в конце, и наверняка будут ужасно голодны, как впрочем, и все остальные. Прошло достаточно много времени прежде, чем спустился последний из нас. Ребята рассказали, что под конец что-то напутали. В итоге Катя спускалась участок первой веревки просто в кошках с нижней страховкой.

Вид перевала с другой стороны

        Устроили обед и привал на камнях, посредине снежника. Воду брали из небольшого талого озерца рядом. С этого места было неплохо видно наш следующий перевал на противоположном хребте. Долго задерживаться тут не хотелось. Собравшись, мы двинулись вниз в долину Даута.

Обед-Привал

        Вместо ожидаемых осыпей, вниз мы шли по снежникам. Это было уже второе доказательство необычайной снежности Кавказа в этом году. Первым были замерзшее Черное озеро. Не знаю, почему этот год оказался таким, но то, что нам это сильно помогало – знаю наверняка. Вместо осторожного медленного спуска по сыпухам, мы меньше, чем за час, сглиссировали вниз. Мы просто ехали по мокрому снегу, как на коньках, только в ботинках. Катя даже сказала, что «на снежниках мы сэкономили кучу времени».



        Таким образом, мы оказались в травяной зоне в долине бурной реки Даут. У его слияния с каким-то небольшим притоком находилось Теплое озеро. Оно не связано с речками напрямую, поэтому вода в нем значительно теплее: двенадцать градусов. Естественно мы раскидали вещи сушиться и пошли купаться. Точнее первыми пошли девушки. Глаша пока отпустил шутку касательно методов ловли форели в этом озере. По слухам, они там водились, хотя мы, в итоге, не наблюдали ни одной.
        Ксюха с Валей быстро вылезли из озера: оно не показалось им таким уж теплым. А вот Маша навернула несколько кругов по периметру. Сразу скажу, что никто из парней не смог повторить этот подвиг. Маша плыла так, как будто это было не Теплое озеро, а жаркое море.

Теплое озеро

        После девушек к озеру пошли парни. По традиции купаться решили голышом. У всех из нас были разные способы захода в воду. Кто-то резко прыгал в воду вниз головой, благо глубина начиналась почти сразу. Таких было большинство. Леха прочитал нам лекцию об опасности инсульта и осторожно постепенно заходил в воду, обмываясь по дороге. Он не оценил поступок Тона, обрызгавшего его, и незамедлительно наорал на него с использованием непечатной лексики. Мне не удалось зайти постепенно: слишком уж холодная была вода. Поэтому я резко погрузился в нее и поплыл на тот берег.
        У меня, как и у почти всех из нас, уже был опыт купания в горных озерах температурой четыре градуса. По сравнению с этим, вода конечно была теплая. Она не вонзалась в тебя как тысячи маленьких иголок, и можно было относительно нормально плыть. Однако, не доплыв до середины, я почувствовал, что свести что-нибудь мне могло в любой момент. Также я стал реально опасаться за наследство. Поэтому повернул назад, доплыл до берега и вылез. Так поступили почти все. Подольше задержаться в воде удалось только Лехе и Сане, который таки доплыл до противоположного берега. Но сделать несколько кругов, как Маша, не удалось никому.

У Теплого Озера перед дождем

        Когда мы вылезли на берег, то увидели, что с гор идут тучевые облака. На всякий случай поставили палатки – и не зря. Довольно скоро пошел дождь, переросший в ливень. Положение осложнялось тем, что все вещи были раскиданы вокруг на просушку. Пришлось их спешно, не разбирая, раскидывать по палаткам. Дождь достаточно быстро кончился, и вновь выглянуло солнце. Но все палатки были забиты перепутанными вещами.
        Снова стало жарко, и многие уснули. Саня отточил свое мастерство массажа на мне. Ребята ходили стираться и мыться на речку. Я тоже постирал носки, трусы и термуху. О последнем я пожалел, так как сохла она долго, а назвать ее чистой было нельзя.
        В этот вечер дежурными были я и Макс. Мы были последней парой из пяти в очереди (Катю мы освободили от обязанностей дежурных). После ужина мы лежали под тентом и беседовали. Саня рассказывал нам про юристов, свою работу и многое другое, в чем он был действительно компетентен.
        А потом, как обычно, мы пошли спать. Этот день получился насыщенней всех предыдущих.

10 июля
11 июля

Предисловие
 6 
 7 
 8 
 9 
 10 
 11 
 12 
 13 
       Второй круг
Хостинг от uCoz