Путешествия Владимира Кононова

Поход на Кавказ

 


Общая информация.

Дата: 4 – 27 июля 2008 года.

Маршрут: Теберда – турбаза Глобус – альплагерь Узункол – Приют 11 – поляна Азау.

Заезд: Москва Невинномыск Черкесск Карачаевск Теберда.

Первый круг: р. Уллу-Муруджу – перевал Уллу-Муружду – Теплое озеро – перевал Искровцев – перевал Дырявый – вершина Уллу-Кёль Баши – озеро Уллу-Кёль – перевал Уллу-Кёль Восточный – турбаза Глобус.

Второй круг: турбаза Глобус – перевал Беляева – вершина Узловая – перевал Трезубец – вершина Трезубец – альплагерь Узункол.

Третий круг: альплагерь Узункол – перевал Южные Доломиты – вершина 40 лет Татарии – р. Кубань – перевал Хотютау – траверс ледовых полей Эльбруса – приют 11 – вершина Эльбрус – поляна Азау.

Выезд: Азау Терскол Нальчик.

Длина маршрута: около 130 километров.

Высшая точка маршрута: гора Эльбрус 5642 метра.

Категория сложности: двойка с элементами тройки (2+).

Пройденные препятствия: 9 перевалов, 6 восхождений, 1 траверс ледовых полей.

Участники:

Катя Зеленцова         Катя Зеленцова, руководитель

Алексей Шабля         Лёха Шабля, финансист

Костя Забродин         Костя Забродин aka Глаша aka Глафира Михайловна, гитарист

Сергей Новожилов         Серёга Новожиловов, фотограф

Валя Коробцова         Валя Коробцова, эколог

Маша Малиновская         Маша Малиновская, помощник медика

Максим Кирюшин         Макс Кирюшин, реммастер

Саша Маслов         Саня Маслов, медик

Ксюша Клинова         Ксюша Клинова, хронометрист и 2/3 завхоза

Антон Осокин         Антон Осокин aka Тончик, снаряженец

Володя Кононов         Володя Кононов, летописец и 1/3 завхоза


Летопись: заезд.


        В очередной раз мы собрались в горы. Не думаю, что совру, если скажу, что этот поход должен был стать центральным событиям года для большинства из нас. Задумывался он давно: впервые я услышал о нем в сентябре прошлого года. К февралю прояснились все основные детали, и началась планомерная подготовка. Рассказ о том, как мы готовились: тренировались, участвовали в соревнованиях, закупали еду и снаряжение, паковали продукты и решали вопросы с отпусками, – занял бы не меньше места, чем рассказ о самом походе. Чего стоят только истории с отколовшимися, к сожалению, от нас ребятами:  Ирой Аюбовой, Серегой Егоровым, Катюхой Цицилиной и феерический детектив с Мишей Чаем.

Упаковка продуктов

        Однако мы преодолели все трудности, и 4 июля 2008 года наш, тогда еще не в полной мере дружный, но зато в полной мере веселый коллектив собрался вечером на Курском вокзале. Каждый из нас принес тяжеленный рюкзак – он должен был на три недели стать неразрывным другом своему хозяину. Если добавить ко всему этому больше пятнадцати небольших челночных сумок с продуктами, можно легко представить какое внушительное пространство мы занимали на вокзале.
        Приключения не заставили себя долго ждать: прибежала какая-то крикливая тетка и в ультимативной форме потребовала убрать наши вещи подальше. Следом за ней целый отряд гастербайтеров нес ларек. Нам повезло – ребята намеревались поставить ларек на то место, что мы выбрали под наши вещи. Пришлось перетаскивать сумки ближе к переходу на платформы.

На Курском вокзале

        Постепенно приходили опоздавшие и провожающие: их было много, что не могло не радовать. Пожелать нам удачи пришли наши друзья: Чай, Миха Овцынов, ДимЮрич, Димон Исаев, Володя с Аней, Серлинг, Настя, Серый Егоров, Катюха, Света Королева и другие, всех уже не помню. Уже на платформе кто-то достал шампанское, а Глаша вынул гитару и заиграл песню бременских музыкантов. В тот момент я окончательно понял: поход у нас удастся. Меня переполняло ощущение, что сейчас начнется настоящее приключение, и моя жизнь станет яркой и насыщенной.
        Шумной толпой мы затащили рюкзаки и сумки в вагон, пронесли их в другой конец (два наших купе находились у дальнего туалета) и оперативно распихали их по полкам. Потом мы громко прощались через окно. Поэтому когда мы предложили женщине из нашего купе поменяться местами с Глашей, койка которого находилась в другом конце вагона, – она сразу же и радостно согласилась.

Глаша в купе

        Поезд тронулся, и мы занялись обычными дорожными делами: играли, беседовали, кушали. Когда стемнело, Глаша пошел в тамбур курить и играть на гитаре. За ним потянулись слушатели. Глаша пел песни, а мы привыкали к его репертуару. Уже ночью в разгар концерта неожиданно порвалась пятая струна. И все бы ничего, но как назло Глаша не успел купить запасные. А ведь поход не успел начаться. Было поздно, поэтому отложили проблему до утра.
        На следующий день мы с Максом пытались дозвониться до Кита, нашего друга из Ростова-на-Дону. Там наш поезд останавливался вечером, и он мог успеть купить и передать нам струны. Однако дозвониться нам не удалось, как оказалось впоследствии, у нас был неверный номер. Глаша же уверил нас, что, на крайний случай, он может струну починить.
        А поезд катился дальше на юг по России и Украине. К счастью, Кавказ – это пока еще российская территория, просто наш веселый поезд шел транзитом через незалежную. Зато в Белгороде, где находится российская таможня, Саня успел повидаться с матерью и братом. Его мама передала нам всякие вкусности, которыми мы с удовольствием угостились. Границу же проехали без особых приключений.

В поезде

        Целый день в поезде был у нас всего один, поэтому народ активно занялся шитьем бахил и мешочков. Днем мы развлекались всякими играми и отгадыванием загадок. Например, загадка от Глаши: «Два гвоздя упали в реку. Как фамилия грузина?». Ну и, конечно же, всю дорогу мы употребляли пиво. В этот раз запомнились такие марки как «Черниговское» (Чернiгiвське) и «Дон».

Пиво в поезде

        Ближе к вечеру снова поехали по России. Тут нам удалось, наконец, дозвониться до Кита. Вот только на вокзал он уже не успевал.
        Наш поезд катил по ростовским степям через Таганрог. После города на короткий промежуток путь проходил рядом с морем. Я впервые увидел Азов, а Макс впервые увидел море как таковое. Кто-то из ребят купил на станции рыбу, которая после разделки стала ужасно вонять. Пришлось запретить разделывать рыбу в одном из наших купе. В результате купе очень четко различались по запаху.

Таганрог

        Было уже темно, когда мы приехали в Ростов. Тут мы успели выбежать на привокзальную площадь и насладиться теплым южным вечером. После Ростова довольно скоро легли спать, ведь в Невинномысск поезд приходил ночью.
        В четыре часа ночи я впервые в жизни ступил на Ставропольскую землю. Здесь мы разгрузились из поезда и загрузились в нанятую газель, которая должна была отвезти нас к месту старта. Параллельно с нами загружалась группа Миши Хаердинова. Ребята прибыли тем же поездом и согласились отвезти в альплагерь нашу заброску на третий круг. Здесь же мы получили наш газ – двадцать пять баллонов.

В Невинномыске

        Места в машине хватило не всем, Катя ехала на рюкзаках. Саня и Серый разместились на переднем сиденье, остальные в салоне. Наконец, мы поехали. К этому времени начало светать, и я даже успел посмотреть Невинномысск. Городом его не назовешь – сплошной частный сектор. Машина долго петляла по улочкам, пока не выехала на основную трассу. За это время кто-то из ребят предусмотрительно предупредил Саню и Серого, что в случае аварии сидящим на переднем сиденье отрезает капотом головы. На этой радостной ноте народ постепенно заснул, а наша газелька ехала на юг и скоро въехав в Карачаево-Черкесскую республику.
        Карачаево-Черкессия  предстала нам, (точнее тем из нас, кто не спал), красивыми утренними пейзажами, по большей части, сельхоз угодьями. Дорога была среднего качества. По пути нас два раза останавливали на стационарных постах ГАИ. Вроде бы просто так останавливали, ничего мы не нарушали. Однако разговор водителя с инспектором был всегда прост и приветлив, а через рукопожатие передавалась банкнота банка России. Не знаю, может здесь такие порядки, а может у нашего водителя не было прав.
        Вскоре на горизонте мы увидели величественную белую гору, возвышавшуюся над всем пейзажем. Утреннее солнце освещало ее розовыми тонами. Двуглавая вершина не оставляла сомнений – это был Эльбрус, высшая точка Кавказа и Европы. Зрелище действительно завораживающее.
        Пока те, кто не спал, восхищались увиденным, машина въехала в населенный пункт Псыж. Мы вспомнили, что это родина Иры Аюбовой. Она мало рассказывала про родной аул, и я представлял его совсем по-другому. Горы здесь только видны на горизонте, и сам поселок очень похож на южную русскую деревню.
        Сразу же за ним мы въехали в Черкесск – столицу республики. Проехались по городу. В Черкесске много довольно крупных каменных зданий и прямых проспектов. После Москвы трудно назвать его современным городом, но для российской глубинки неплохо. Мне запомнилось обилие социальной рекламы, часто встречающаяся надпись «Навеки с Россией», и плакаты Единой России. Наш водитель заехал не туда, спросил дорогу и, наконец, привез нас к офису республиканского МЧС. Катя пошла оформлять документы, а мы высыпали из маршрутки и стали рассматривать необычную спасательную технику. Наибольшего внимания удостоился прикольного вида вездеход без руля.

МЧС в Черкесске

        Сделав все формальности, поехали дальше. Сразу за городом водитель поехал на заправку, предварительно высадив нас. Наша газелька ездила на газу, несколько баллонов были подвешены под днищем с задней стороны. Это я обнаружил сразу после рассказа Тончика о том, как опасны газовые машины. Вообще, стоит заметить, что в Карачаево-Черкессии почти на всех заправках есть газ, а также попадаются отдельно газовые заправки. Видно, этот вид топлива пользуется здесь большой популярностью.
Поехали дальше. Дорога шла на юг, и холмы вокруг постепенно переходили  в горы. Через какое-то время мы въехали в Карачаевск. Водитель провез нас через весь город, зажатый между скал. В пригородах он остановил машину у зеленой поляны около реки.

Поляна под Карачаевском

        Здесь мы вытащили рюкзаки. Катя, Серый и Глаша поехали отвозить заброску на второй круг в альплагерь, а мы остались их ждать. Ждать надо было несколько часов. Мы успели покушать, а Ксюха раскидала продукты первого круга по людям. После этого мы упаковали наши рюкзаки уже окончательно.
        Всё время от Невинномысска с нами ехал один мужик по имени Петр. Мы познакомились с ним еще в поезде. Он шел в горный поход один, и мы подвезли его. На привале он немного рассказывал нам про Кавказ. Благодаря нему я знаю, что речка, у которой мы расположились, – это Кубань. Она здесь уже не такая быстрая и узкая, как в горах, но все равно в ней трудно узнать главную реку целого региона. Иногда она разливается очень сильно. Об этом напоминают остатки дачных участков на краю обрывистого берега.

Кубань под Карачаевском

        В середине дня приехали ребята, собрали свои рюкзаки, и мы все вместе вновь загрузились в газельку. Снова проехали через Карачаевск, свернув теперь в другое ущелье. Мы смогли еще раз посмотреть на этот колоритный городок и услышать, как в центре города с красивой мечети имам зазывает верующих на молитву.
        Наша же дорога поднималась в верховья речки Теберда. На жаре после практически бессонной ночи меня быстро разморило, и я уснул. Пока я спал, машина забралась достаточно высоко. Проснувшись, я увидел вокруг красивые высокие горы. Между ними была зажата ровная долина Теберды. Вдоль нее мы проехали аулы Верхняя Теберда и Нижняя Теберда. Затем мы въехали в поселок Теберда, где находится администрация Тебердинского заповедника. Всё же местные жители явно не парились с названиями.

река Теберда

        Около администрации место было туристическое. Перед своеобразным въездом в заповедник стояло несколько скульптур животных, оригиналы которых здесь водятся: медведи, туры, бараны. Пока Катя договаривалась, мы посетили сувенирный магазин, где многие обзавелись значками с изображением мишки. В другом магазине мы затарились мороженым.
        Однако переговоры не были столь же радостными. Как назло, было воскресенье, директора заповедника не было на рабочем месте, и нам никто не мог подписать разрешение на въезд. Перспектива ждать завтра, ночуя в окрестных лугах, уже встала передо мной. Но нам повезло. В администрации нашлись адекватные люди, которые рассказали, что можно делать, а что нельзя, и дали необходимое разрешение.

Тебердинский заповедник

        Долго не мешкая, мы снова сели в газельку и, чуть-чуть проехав, оказались в заповеднике. Дорога пролегала по горным хвойным лесам и потихоньку забирала вверх. Через пару километров проехали речку Уллу-Муруджу, впадающую в Теберду. Здесь было несколько обычных туристических автобусов и сувенирные палатки. Мы остановились за ними и начали выгружаться, предчувствуя  скорое начало маршрута. Попрощавшись с водителем и Петром, который ехал дальше, мы оттащили рюкзаки в лес подальше от туристов.
        Большая часть из нас во главе с Катей пошли искать тропу вверх. Остальные заканчивали подготовку снаряжения, переодевались, любовались громадными деревьями или же просто кидались шишками. Через какое-то время ребята вернулись. Все надели рюкзаки, и поход начался.

В Путь!
           

Предисловие
Первый круг

 

Хостинг от uCoz