Путешествия Владимира Кононова
Абхазия
3 августа:
Новый Афон.
На следующий день самочувствие Насти пришло в порядок, и мы решили все вместе съездить в Новый Афон. Там находятся знаменитые пещера и монастырь. Вместе с озером Рица Новый Афон является самым посещаемым туристическим местом Абхазии.
Традиционным маршрутом мы прошли через Гудауту до Лыхнинского поворота. У хлебозавода, как обычно, закупились пирожками и мацони (местный молочный продукт типа кефира). На трассе к нам сразу кинулся маршрутчик, предложив довести в Афон «всего за 500 рублей». На его несчастье, как раз в это время пришел рейсовый автобус в сторону Сухума. До Афона проезд стоил 20 рублей. Мы сразу же направились внутрь. Маршрутчик скидывал цену и пытался доказать, что у него дешевле, но мы все же уехали на автобусе.
Сидячие места были заняты, да и в проходах было тесно. Впрочем, ехать до Нового Афона от Гудауты совсем недолго. В тот день, правда, небо расчистилось, и солнце стало жарить неимоверно. Из-за этого в автобусе было особенно душно.
В Новом Афоне нас высадили на остановке. С одной стороны от трассы было море, плещущееся рядом с дорогой. С другой стороны начинался поселок, резко взбиравшийся на гору. По рельефу Новый Афон больше походил на Гагру.
Мы сразу направились по крутой улочке наверх, ко входу в пещеру. Новый Афон (по крайней мере, в том месте) – это больше туристический, нежели жилой центр. Крупных зданий почти нет. В основном частный сектор, да и тот небольшой. Развалины и заброшенные здания присутствуют, но в гораздо меньшем количестве, чем в Сухуме или Гудауте.
Достаточно быстро мы дошли до входа в пещеру. Он представляет собой трехэтажное каменное здание, построенное еще в советские времена. Тут было полно организованных туристов, которых привозили на автобусах группами из Сочи и других мест. Внутри здания находится станция специального метро. Как и само здание, оно было построено специально для туристов еще в советские времена. Внутри станция украшена мозаичными панно.
Посещения проводились сеансами с экскурсией. Самостоятельный доступ был закрыт. Цена нас не обрадовала: посещение стоило 300 рублей с человека. Но деваться было некуда, пришлось заплатить. Следующего сеанса ждать практически не пришлось. Уже очень скоро мы сели в метропоезд и покатили вглубь горы.
Новоафонская пещера – одна из самых крупных в мире. Она состоит из девяти огромных залов, шесть из которых входят в программу экскурсии. Пещера, конечно, поражает своими размерами. Подземные озера, огромные сталактиты и сталагмиты, причудливые натечные образования – вот неполный список того, что там есть. Новоафонская пещера – это, безусловно, одно из чудес природы.
Я бывал в этой пещере в детстве. С тех времен внутри стало темнее. Экскурсовод рассказал, что подсветку, включаемую только на время прохода группы, сделали слабее, так как от нее пещера портилась. Из-за малого количества света фоткать внутри тяжело. Также в пещере холодно, особенно на контрасте с жарой на улице. К концу экскурсии Илюхин фотик замерз и разрядился.
Экскурсия длилась порядка часа. По ее окончании мы вышли из подземного полумрака в яркий солнечный день, и продолжили знакомство с достопримечательностями Нового Афона. Решили забраться на Иверскую гору, на вершине которой находится древняя крепость. Для этого нам пришлось подняться по серпантину через жилые районы. Солнце жарило очень сильно. После нескольких пасмурных дней было особенно тяжело.
Где-то на середине пути был пропускной пункт – застава со сбором денег. Уже сам факта платы за проход на гору возмутил. Ладно бы брали за посещение крепости. Еще больше возмутила цена: 100 рублей с человека. Однако продавцы предлагали «договориться», пытались подсунуть нам еще услуги экскурсовода и т.п. Чай сразу заявил: «У вас совесть есть?». Естественно возник конфликт, мы развернулись и пошли вниз. Через какое-то время один из мужиков с заставы догнал нас и предложил все-таки договориться. Тут уже не выдержал я и сказал, что за деньги на гору я не полезу. На этом конфликт был исчерпан.
Мы спустились обратно и вышли к заброшенной ж/д станции Псырцзха. Она находится на небольшом открытом участке дороги между двумя тоннелями. Рядом с ней находится красивое озеро, образованное на речке плотиной, находящейся чуть ниже.
От станции осталось небольшое аккуратно здание. По нему можно было судить о былой роскоши этих мест. Макс попытался по какой-то лестнице залезть на станцию. Но подошел местный смотритель и сказал, что не надо так делать. Мужик оказался вполне нормальным. Он подсказал идею искупаться в озере: «я каждое утро тут плаваю». Также мы узнали, что скоро здесь пройдет поезд Москва-Сухум. Естественно решили остаться и подождать.
У озера был прокат катамаранов. Несмотря на то, площадь озера небольшая, и кататься практически негде, некоторые туристы пользовались этой услугой. Чай, Илюха и Катюха последовали совету смотрителя и искупались в озере. Вода там была в районе 12-14 градусов и хорошо освежала.
Скоро в тоннеле послышался шум. Через какое-то время четыре вагона поезда Москва-Сухум с маневровым тепловозом в голове, не останавливаясь, проехали перед нами. Вообще, в Новом Афоне у него остановка есть. Но остановка «Новый Афон» находится дальше, в центре жилых районов, а не туристических мест.
Мы пошли к плотине, образовавшей озеро. Она была построена давно, и являлась одной из первых гидроэлектростанций. Теперь же это просто туристический объект. На ней много всяких отдыхающих, фотографирующихся в разных позах.
Под плотиной находится крупный сувенирный рынок, самый большой, что мы видели до этого в Абхазии. Ребята застряли в нем надолго. Пришлось несколько раз собирать их по всему базару.
Рядом с рынком находится часовня, в которой в это время проходило крещение. Оказалось, что христиан в Абхазии даже больше, чем мусульман, которых, впрочем, тоже немало. Последователи разных религий вроде бы неплохо уживаются вместе. Это неудивительно, не хватало им еще внутренних конфликтов. Кстати, флаг страны представляет собой чередующиеся белые и зеленые полосы – символы христианства и ислама. Также на флаге есть еще рука с 7 звездами по числу районов Абхазии. Мы из них были в трех: Гагрском, Гудаутском и Сухумском.
После сувенирного рынка мы полезли на холм, на котором располагается Новоафонский монастырь. Это известный и крупный религиозный центр. Создан он был при участии деятелей из монастыря на горе Афон, что в Греции. Отсюда пошло название монастыря, а затем и всего абхазского поселка.
Наверх есть две дороги. Старая дорога – кипарисовая аллея – для грешников. Особо раскаивающиеся верующие раньше забирались здесь на коленях или даже ползком. Вторую дорогу построили к приезду царя (не помню точно какого, но в конце XIX века). Император не мог подниматься по кипарисовой аллее, так как он безгрешен. Мы пошли по царской дороге. Не потому, что безгрешны, а просто так ближе.
На территорию монастыря пускают только в центральный храм. Храм, в целом, похож на все православные храмы России. А вот внешняя отделка как его, так и всего монастыря достаточно необычна.
После осмотра храма мы пошли вниз по кипарисовой аллее. Вдоль нее в изобилии стоят торговцы едой, напитками и сувенирами. Мы зашли в один шатер, где находился дегустационный зал. Попив вина, пошли дальше.
Не торопясь, мы спустились вниз к трассе и направились в местный парк. Как и многое в Абхазии, он был тенью своей былой роскоши. Но и сейчас остались красивые пруды с лебедями и ресторанчиками посередине.
За парком находилась площадь, на которую мы приехали утром. Тут было недорогое кафе, где мы пообедали. По центру площади находилось белое здание музея боевой славы войны 1992-1993 годов. Нам хотелось узнать про эту страницу в истории Абхазии, но музей оказался закрыт. Пришлось походить вокруг, да забраться наверх.
После окончания всех осмотров время было еще раннее, и мы пошли на пляж. Пару часов потратили на отдых и купания. Несмотря на то, что народ на пляже был, никаких торговцев или бананщиков не было. Трасса, в пятидесяти метрах от моря, была отгорожена стеной деревьев. Железная дорога вдоль южного черноморского побережья России напрягает гораздо больше.
Недалеко от нас на пляже сидела компания слегка пьяных мужиков: русских и абхазцев. Они вели беседу о войне, о русско-абхазской дружбе и о многом другом. Вообще, военное присутствие российской армии чувствовалось. Например, все время, что мы были в Абхазии, периодически над берегом пролетали вертолеты. Когда один, когда сразу четыре. Что они делали: патрулировали или просто перебазировались – не знаю. Но летели они низко, и было отчетливо видно, что это боевые российские вертолеты с надписью МС (миротворческие силы).
Вечером пошли на остановку. Маршрутчики предлагали ехать за 50. Нас это не устраивало, так как за 50 можно доехать из Сухума, а тут значительно меньшее расстояние. Ждали рейсового автобуса. В итоге один маршрутчик согласился на 35 с человека, и мы, устав ждать, все-таки уехали.
В дороге побеседовали с водителем. Он предложил скатать нас на Рицу на целый день. После его мутных расчетов было не совсем понятно, что дешевле: ехать с ним или обратиться в одну из множества мелких турфирм, которые можно найти в любом городе. Телефон у мужика взяли.
Гудаутские приключения.
За ужином к нам пришла Фата и угостила нас домашним вином и чачей. Через некоторое время нам стало весело. Фата поведала нам свою историю и множество всяких фактов об Абхазии.
Она проучилась один год в каком-то институте в Сочи. После этого ее выдали замуж, и она уехала в горное село на родину мужа. Там она жила три года. Причем, по местным обычаям, вообще не общалась со свекром; просто не могла с ним разговаривать. Потом приехала сюда. После шести лет брака у нее уже трое детей. При этом у нее не пропало, а скорее лишь усилилось желание гулять. Она сказала, что любит всяческие дискотеки и шумные вечеринки (тут я отметил про себя ее жесткое расхождение во взглядах с мужем). У нее большая семья, много обеспеченных братьев. Также она рассказала про всякие обычаи и местную жизнь. В общем, разговор был интересным. С ней у нас сложились вполне дружеские отношения. Мы до сих пор не можем понять, как так получилось, что у нас не осталось ни одной (!) ее фотографии, хотя на восьмерых у нас было 4 фотоаппарата (+ у Чая был пятый, но он его не использовал).
После вечернего распития я, Макс и Тон пошли спать. А остальные купаться на море. Ребята дошли до заброшенной гостиницы, и тут им захотелось туда залезть. Одинокое горящее окно на последнем этаже их не остановило. А вот закрытым дверям на третьем этаже, не пускающим дальше, удалось это сделать. Чай предложил лезть в шахте лифта, но его отговорили.
В итоге ребята пошли купаться на море, при чем некоторые сделали это голышом. Короче, им было весело. Я же обо всех этих приключениях узнал только с утра на следующий день.
3 |