Оглавление

25 июля, Владимир Кононов.
Перевал Телеты.

24 июля

25 июля. Группа Александра Маслова

26 июля

В этот день наш хронометрист наконец-то встала в 5:30, хотя остальные вставали в это время в большинство дней. Неожиданно в 7:35 уже вышли. Однако все равно позади группы Маслова. Погода очередной раз была ясная. Мы шли вдоль речки Телеты по тропе. Иногда она пропадала, но в целом, была хорошо видна все время. Главная сложность – перевал Телеты не видно издалека, его закрывают локальные возвышенности. Поэтому не стоит искать его глазами.

Долина реки Телеты-восточная. Фото 24 июля.

Шли мы долго. Первое время по траве, с преодолением нескольких несложных курумников. Потом дорога свернула направо по ходу движения, продолжая идти вдоль речки. Здесь вслед за тропой мы перешли речку на противоположный левый берег. Травы становилось все меньше, дорога забирала круче вверх. Зато тропа стала отлично видна. В итоге она снова перешла на правый берег, по которому мы добрались до истока – пересыхающей луже около снежника. Здесь было место для постановки лагеря. Дальше нормальных ручьев не наблюдалось.

Фото от лужи – истока Телеты вниз. Справа видна тропа.

Дальше путь прегрождал холм, тропы видно не было. Мы пошли вслед за группой Саши и взобрались на холм слева. В результате увидели, что находимся на локальной возвышенности, а тропа бежит внизу. Таким образом, правильнее было бы взбираться на холм справа. Местность стала каменистой, однако тропа не терялась.

Холм после истока реки Телеты. Красный – как шли, синий – как надо было идти.

В 10:26 мы подошли под перевал Телеты. Путь сюда получился некоротким, 1 час 50 минут чхв. Ходки у нас получались длинными, т.к. группа сильно растягивалась. Перевальный взлет каменный, с парой снежничков. На сам перевал идет отличная тропа, даже не одна. Подъем не очень крутой, камни крепкие. Таким образом, в теории этот перевал можно считать некатегорийным. По нему можно даже скот гонять и на велосипедах ездить. Однако, часть наших девчонок устали и не смогли отказаться от помощи парней из Сашиной половины, которые занесли наверх их рюкзаки.

Перевальный взлет перевала Телеты 1А.

За 16 минут мы взошли на перевал пешком. Из снаряжения использовали только каски. В 10:53 мы были на седловине. Высота 3760 метров. Перевал технически совсем несложный, но надо много ходить. Саша назвал его «физкультурный перевал». На седловине мы задержались подольше. Погода благоприятствовала. Ребята устроили небольшой концерт, пели песню под гитару. С такими видами поется хорошо. Я затащил остатки вчерашнего вина с дней рождений. Так что наконец-то впервые в жизни смог выпить на седловине. Конечно, этого делать не стоит. Но перевал был легким (с другой стороны тоже, и это было видно). Ну и не зря же я тащил вино.

Наша половина на перевале Телеты.

В 11:43 начали спуск. С перевала вела отличная тропа. Враги своим коленям, типа Маслова, даже спускались бегом, поднимая столбы пыли. Молодые ребята резво бежали за ним. А старички вроде меня и Вити уже почувствовали, что такое боль в коленях и шли гораздо спокойнее. Спуск с перевала был прост. За пару ходок мы дошли до альпийских лугов. Там начинался крутой травяной спуск, поэтому мы отошли влево в мини-долину. Тут была ровная площадка под лагерь и ручей. Здесь у нас был обед.

А сейчас официально о перевале Телеты.

Категория трудности

Прохождение

25 июля с востока

Сняты записки

У Саши. Мы положили две записки от обеих половинок.

Необходимое снаряжение

Каски

Спуск с перевала Телеты 1А.

На обеде нас, как водится, баловала погода, то солнце – то дождь. Вначале жарило, потом стало холодать, небо быстро заволокло, и вот мы уже сидим под тентом, пережидая дождь. Через час дождь начинал спадать, и вскоре снова жарило. В 16:10 мы вышли с места обеда. Вначале пошли обратно вправо, и стали спускаться по поросшему травой склону. Попадались козьи тропы, но первое время мы ими не пользовались. Потом начались заросли арчи, там мы уже старались идти по дорожкам.

Вскоре показалась большая река внизу. Она называлась... Телеты. Местные не мудрили с названиями. Чтобы отличать от ее другой Телеты, можно называть их по сторонам света, или река/ручей, т.к. западная гораздо полноводнее. Идти удобнее по левому берегу, но туда надо было еще перейти. Мы знали, что должен был быть мост из бревен, но я никак не мог его увидеть. Мы перешли небольшой ручей из-под перевала, и попали на болотистый участок. Мост все не показывался. В итоге, я принял решение перебираться через реку по большому камню. Он стоял в реке, с обеих сторон от берега его отделял метровый бушующий поток. Однако перебраться было можно, если рюкзаки передавать из рук в руки. Пока я это делал с ребятами, Витя заметил мост и перевел там девушек. Однако мне понравилось переходить по камню, неплохое упражнение.

Река Телеты-западная. Положение моста показано примерно.

Ильдар на обеде накормил нас своим сюрпризом: мятым черносливом. Потом оказалось, что он забыл его помыть. В итоге, все кроме меня и тех, кто не ел, начали часто бегать в туалет. Иногда прямо во время ходки. Я связался с Сашей по рации и рассказал о нашей беде. Они уже убежали далеко, поэтому он пообещал встать пораньше.

Мы шли по левому берегу. Часто попадались заболоченные участки. Тропа обходила их по кромке долины, но некоторые участники шли напролом. Впрочем, ничего толком не выигрывали. Мост мы перешли в 16:57. А уже в районе 18:30 дошли до лагеря. Он стоял напротив впадения реки Аютор. Место было кочковатым, и тропа шла прямо через лагерь. По ней периодически ходили разные туристы, но, в целом, было спокойно. Вечер запомнился активными действиями нашего эколога, который сжигал все подряд.

Итого:
05:30 – подъем
07:35 – выход
07:35-10:26 – подход под перевальный взлет перевала Телеты (1 час 50 минут чхв)