Путешествия Владимира Кононова
Велопоход Феодосия – Севастополь
Общая информация.
Дата: 27 сентября – 2 октября 2010 года.
Маршрут: Феодосия – Коктебель – Судак – Новый Свет – Алушта – Никита – Ялта – Мангуп – Севастополь. Маршрут на Google Maps.
Длина маршрута: 240 километров.
Участники:Илья Казаков, Ксения Клинова, Евгений Домбровский, Антон Осокин, Владимир Кононов, Михаил Лебедев.
Рассказ.
У каждого путешествия и каждой поездки есть своя предыстория, где-то простая и незамысловатая, а где-то крайне запутанная с многочисленными изменениями первоначальных планов; где-то спонтанная и слегка безумная, а где-то длинная и рассудительная. В последние годы велопоходы заняли прочное место среди наших путешествий. Мы регулярно их устраивали, при этом на первый план они никогда не выходили и не собирались. Однако было понятно, что эта ниша наших поездок развивается, и московская область становится тесной. В разное время появлялись наброски маршрутов: как абстрактные желания покататься по Скандинавии, так и сорвавшийся в последний момент поход вдоль Волги. Идея с Крымом была давно, но только весной 2010 года, обсуждая с Илюхой перспективы наших путешествий, мы решили материализовать ее в начале осени. Эта идея была воспринята нашими друзьями с энтузиазмом, тем более что кольцо вокруг Москвы мы закончили.
Несмотря на все приключения лета, идея не забылась. Напротив, она начала активно обсуждаться, и в итоге развилась до вполне конкретного плана с маршрутом, сроками и составом участников. Первоначальный состав потихоньку уменьшился до 6 человек. Последним отвалился Макс. Мое участие в последнюю неделю также оказалось под вопросом из-за болезни: меня мучил кашель и температура. Я метался между вариантами подвести ребят тем, что не поеду, и подвести ребят тем, что испорчу поход своим болезненным состоянием. В итоге решил, что свежий воздух Крыма и неделя на природе должны пойти мне на пользу.
День 0.
В Феодосию мы приехали поздно вечером. Еще с поезда были видны ряды палаток рыночного типа, в которых отдыхающий народ затаривался сувенирами разной степени ценности. У вокзала город был странной смесью курорта и провинции. Тут мы не стали задерживаться долго. Домбрик снял в банкомате наличные украинские деньги, мы быстро собрали велы и отправились в путь. Очень скоро курортная составляющая города исчезла. Мы катили по полутемному шоссе через спальные районы. Никаких особенностей, по крайней мере, в темное время суток не было. Обычный советский провинциальный город. Ближе к выезду мы закупились в продуктовом магазине – центре местной жизни. Междугороднее шоссе было абсолютно неосвещенным, при этом узким и раздолбанным. Фонарики были примерно у половины из наших, так что часто приходилось ехать просто в темноту, ориентируясь по огням машин и впереди едущих велосипедистов.
Скоро за Феодосией показалась татарская деревня. Минареты и характерная музыка заставили вспомнить меня о Сирии. Проехав деревню, мы остановились у рощицы. Однако, осмотрев местность, приняли решение встать палатками в чистом поле, недалеко от виноградников. От дороги нас закрывала узкая полоска деревьев, но ничего лучше в этот час мы уже не хотели искать.
Поле, видимо, в прошлой жизни было виноградником. Вся земля была перекопана. Наскоро поставив палатки и спрятав велосипеды в высокой траве, мы принялись за ужин. В это время из темноты вышли двое с фонариком. Они быстро поняли, что к чему, и сообщили, что это охраняемая территория виноградника. Однако ночевать здесь нам разрешили, пространно заметив, что нас еще могут потревожить. После этого двое удалились. Никем более не потревоженные мы заночевали.
День 1.
Встали поздно. Впрочем, рано вставать смысла не было, так как наш шестой участник Миша Лебедев приезжал в Феодосию утром. Домбрик отправился его встречать.
Утро встретило нас парадом воздушных шаров в чистом небе. Они улетали куда-то на запад большой группой. Пока мы, не торопясь, собирались, шары потихоньку исчезли из зоны видимости.
В этом месте Крым представлял собой степь. В одну сторону она была ровная, в другую холмистая с горами на горизонте. После прохладного вечера, день радовал жарой. Собравшись, мы ждали Домбрика в тени дерева. Мимо проходивший мужик поинтересовался, что мы делаем. Видимо, тоже охранял виноградник. Вообще, местные жители не отличаются добротой и радушием. Зато привычны к велотуристам.
Наконец, приехали Домбрик с Мишаней, и мы отправились в путь. Поначалу ехали с частыми остановками, так как велосипеды еще не были окончательно готовы. Потихоньку набрали темп. Однако сильная жара и дорога преимущественно в гору быстро выматывали. Мы с Ксюхой ехали в конце с частыми остановками. О красивых желтых степных холмах вокруг особо не думали. Было жарко и тяжело, а моя еще не кончившаяся болезнь напоминала о себе кашлем на каждой остановке.
Проехав в медленном темпе несколько километров, мы добрались до спуска. Тут наоборот – велосипеды легко пошли вниз и практически без кручения педалей набирали скорость выше 30 км/ч. Однако Ксения опасалась сильно разгоняться, и мы подтормаживали. Но даже так, дорога казалась раем после адского подъема. Практически не напрягаясь, мы въехали в Коктебель.
Это был первый курортный поселок на море, который мы посетили в Крыму. Меня сразу поразил советский стиль в самом худшем смысле этого слова. И старые деревенские дома, и только построенные коттеджи были ужасны, и сильно контрастировали с прекрасной природой вокруг. Курортные рестораны были похожи на придорожные забегаловки. Санатории удивляли, что кто-то может платить деньги за то, чтобы жить в них. Все было как-то неаккуратно и непривлекательно. Это трудно описать словами, но многие жители России и Украины могут понять меня с одного слова «совок».
Мы поехали к пляжу, проезжая сувенирные ряды и затариваясь пирожками в магазинчиках. Народу было прилично, несмотря на сентябрь. Но все же жуткой переполненности не было. На галечных пляжах было полно свободного места. Температура воды оказалась всего около 18 градусов, так что отдыхающие больше жарились на солнце.
Искупавшись и пообедав, мы двинулись дальше, намереваясь догнать график, от которого отстали из-за позднего приезда Мишани. Однако не тут-то было. Сразу за Коктебелем дорога уходила в горы. Горная езда оказалась настолько непохожей на привычную для нас езду по Подмосковью, что все наши планы улетели в трубу.
Если подсчитать среднюю скорость передвижения по горам методом расстояние поделить на время, то получится около 10 км/ч. На деле же, в гору иногда приходится подыматься просто пешком, и это вдоль автомобильной дороги. Я потихоньку переключал передачи все ниже и ниже, и вскоре 1/3 стало нормой, а не исключением. Но даже тогда мне иногда приходилось переходить на шаг.
Впрочем, не все были такие слабаки, как я. Илюха и Мишаня ставили рекорды. Причем, учитывая тяжесть подъема, было абсолютно нереально заставить людей ехать хоть сколько-нибудь плотной группой. Довольно быстро мы разделялись так сильно, что только изредка видели друг друга перед поворотом. На перевале разница между первым и последним (Илюхой и Домбриком) составила около часа.
И ведь нет чтобы, поднявшись в гору, мы могли ехать до следующего спуска к морю. Вместо этого дорога так же резко уходила вниз, спускаясь к очередной речке. Таким образом, чтобы добраться до следующего пункта, приходилось преодолевать несколько затяжных подъемов в 5 километров со спусками между ними такой же длины.
Зато как круто было лететь на скорости вниз. Ради этого я был готов простить дороге часы затяжного подъема. Разогнаться до 50 км/ч на спуске не было проблемой. Когда скорость достигала 40 км/ч, ехать было стремновато, но адреналин заставлял лететь все быстрее. Конечно, голову я не терял: тормозил перед поворотами, не разгонялся на плохом асфальте. Учитывая скорость, любое падение могло оказаться фатальным. У нас не было защиты, а даже удар насекомым по лицу был болезненным.
Не все разделяли мой восторг по поводу захватывания духа на спуске. Ксюха и Домбрик начинали тормозить выше какой-то скорости, не желая ставить рекорды. Но все равно спуски проезжались нами очень быстро, добавляя ложку меда в большую бочку дегтя горных дорог.
Также приятно было посмотреть по сторонам. Покрытые лесом горы с красивыми скальными выходами составляли замечательный пейзаж. Природа в Крыму действительно разнообразная и красивая, тут даже говорить не о чем.
Перед Судаком, мы спустились в долину речки и долгое время ехали с небольшим, но заметным уклоном. Идеальный расклад для велосипедиста.
Судак оказался довольно большим городом, чью туристическую сущность было видно не сразу. Обычный советский безликий городок. Он запомнился рынком, булочками, да каким-то хамоватым водителем, который с какого-то перепоя жал по тормозам до полной остановки прямо перед нами, после чего ехал дальше.
Уже начало темнеть, когда мы подъехали к генуэзской крепости. Это приличных размеров укрепление на горе, построенное еще до прихода сюда русских генуэзской торговой империей. Местные, как водится, собирают плату за провал, то есть за проход на территорию крепости, которую не они построили. Ничего шикарного там нет, просто огороженный каменной стеной и башнями склон горы. Зато открывается неплохой вид на бесконечное синее море и город в огнях.
Когда мы вышли из крепости, уже стемнело, так как темнело рано, в районе шести часов. Ехать в горы и искать свободную поляну в лесу не хотелось. Поэтому поехали в кемпинг для скалолазов. Дело в том, что между Судаком и Новым Светом расположена гора Сокол – одно из главных мест тренировок скалолазов России и Украины. На окраине Судака находится одно из мест, где скалолазы живут – небольшой кемпинг с туалетом, душем и кухней. Цены демократические. Мы поставили палатки на вершину холма. Было стремно ходить в туалет по крутому склону, зато открывался неплохой вид на подсвеченную крепость и крыши соседних санаториев.
За ужином мы естественно дегустировали крымские вина, но о них в другой день.
День 2.
Светало рано, где-то в 6-7 утра. Но мы как-то неохотно меняли свой московский график, теряя каждый день из-за этого несколько световых часов. С утра мы собрались, посмотрели на крутой подъем в сторону Нового Света, вздохнули и отправились в путь.
До поселка Новый Свет было несколько километров пути. Дорога опять представляла собой подъем со спуском, но шла при этом недалеко от моря. Поэтому с одной стороны мы могли наблюдать гладь воды, а с другой почти отвесные скальные стенки горы Сокол.
Тут скоростные спуски сделали нам первое предупреждение – не удержавшись, на повороте, Илюха упал с велосипеда на ходу и поранился. Сам он не придал этому большого значения, поэтому медицинские работы были проведены уже у въезда в Новый Свет.
Поселок знаменит не только курортом, но также заводом шампанских вин, можжевеловой рощей и бухтами с гротами. На завод и в музей мы не пошли. Вместо этого искупались в море, а затем отправились в заповедную можжевеловую рощу.
Тут очередной раз бралась плата за провал, правда территория оборудована скамейками, заборами и урнами, так что по крайней мере чисто. Сразу за рощей расположены знаменитые бухты. В них снималось куча советских фильмов. Но даже без этого они очень красивые. В одной из них нам посчастливилось увидеть дельфина.
Внутри одного мыса расположен, так называемый сквозной грот – дыра в. Вход был закрыт железной решеткой, но мы ее с честью преодолели. Возможно зря, так как внутри грота было не столько красиво, сколько ужасно смрадно. Такое ощущение, что грот является общественным туалетом. Выйдя из него с другой стороны, мы немного полазали по местным крутым склонам и вышли из заповедника.
Новый Свет, хоть и расположен на море, находится в тупике. Основная трасса проходит через Судак по горам, а в Новый Свет идет единственное ответвление, по которому мы и ехали с утра. Теперь у нас был выбор ехать обратно, или же пробиваться по тропам через хребет в соседнюю долину. Согласно плану мы выбрали второй вариант.
Доехав до верха поселка, мы спешились. Дальше ехать было слишком круто. На наше счастье тропа была. Она шла вдоль трубы, по которой в Новый Свет поставляется питьевая вода из соседней долины. Однако труба идет прямо, а тропа петляет серпантином. Иногда она идет почти горизонтально, иногда круто устремляется вверх. Лезть с нагруженным велосипедом оказалось гораздо сложнее, чем мы думали.
Пока мы лезли наверх, погода испортилась. Спустился туман, который закрыл оставшееся внизу побережье. Мы шли дольше, чем планировали. Как собственно и все косяки в этом походе, это можно было объяснить отсутствием опыта велосипедных походов в горных условиях.
Наконец, мы забрались на хребет, где под туманом виднелась соседняя долина. С этого места тропа стала заметно уже, и местами вообще терялась. Пару раз мы плутанули, и в итоге стали идти по наитию, не особо разбирая дороги. Какое-то время шли траверсом, затем начали спускаться.
Спуск с велосипедами оказался не легче подъема. Отсутствие тропы и присутствие кустов не только затрудняло движение, но и ухудшало настроение. Даже вновь появившееся солнышко и жара не смогли нас развеселить. Да и что хорошего в жаре, когда спускаешься с горы через бурелом с велосипедом в руках.
В итоге мы вышли к насосной станции, которая качает воду в Новый Свет, перекинулись парой фраз с работником и добрались, наконец, до дороги. Но это была еще не основная трасса, а ответвление к очередному поселку на море. Поэтому мы поехали в Веселое, где собственно и проходила трасса. Веселое показалось обычным селом. До моря от него 3 километра, но отдыхающих тут почти нет, и люди живут скорее сельских хозяйством, чем туризмом. Тут мы пообедали, хотя время было уже ближе к вечеру. Понимая, что сильно отстали от графика, решили, пока есть время, преодолеть по трассе еще один хребет и вывалиться к морю.
После бездорожных горных приключений асфальтовая дорога была в радость даже на подъем. Хоть и не быстро, но мы забрались наверх и со свистом понеслись вниз к морю. Спуск был особенно хорош, и я на своем далеко не скоростном веле разогнался до 59 км/ч. На такой скорости я вылетел к какому-то поселку у моря, который запомнился огромными недостроенными или заброшенными санаториями. Дальше дорога несколько километров шла вдоль моря. Закупившись по пути в Морском, мы доехали до широкого дикого пляжа. Тут были автотуристы со своими палатками. В несезон их было мало, поэтому мы без труда поставились прямо на пляже, благо тут он был песочный и лишь у самой воды галечный.
Чтобы до конца понять сущность популярных диких туристических мест, которым являлся этот пляж, надо попробовать сходить в туалет. Не особо парясь, я захватил с собой бумагу, перешел дорогу и отправился по тропе вглубь материка. Но уже с первых шагов я понял, что все вокруг завалено кучками туалетной бумаги. Непосредственно продуктов жизнедеятельности не было видно, но каждый квадратный метр был усеян бумагой. Тропа шла по неглубокой ложбинке, и все ее склоны тоже были в бумаге. Пораженный увиденным я назвал это место долиной кала. Это выражение стало мемом нашей поездки. В последствии мы убедились, что таких долин в Крыму немало.
Вечером в темноте мы наблюдали красивое звездное небо. Ребята искупались в море. Я же решил не рисковать, так как болезнь только-только начала отходить. Да и ночи в Крыму были уже холодными.
День 3.
Третий день нашего путешествия выдался самым ходовым. Весь день мы только и делали, что ехали, ехали и ехали. Приноровившись к горным крымским дорогам, мы довольно успешно продвигались вперед. Тем не менее, в Алуште были только к вечеру.
Путь состоял из длинных и утомительных подъемов вперемежку со стремительными и опасными спусками. Домбрику поплохело, поэтому мы растягивались еще сильнее. На некоторых участках двигались медленнее 5 км/ч. Зато на спусках удавалось разгоняться до 55 км/ч. Чтобы лучше входить в повороты на таких скоростях, я отводил колено в нужную сторону, изменяя слегка центр тяжести. На спуск мы запросто догоняли и обгоняли медленные машины. Или же мешали им обгонять себя, так как жаться к обочине на таких скоростях совсем не хотелось.
Первую половину дня мы ехали вдалеке от моря. Вокруг были горы, поросшие осенним лесом. По небу большую часть времени ходили облачка, так что солнце палило не так сильно. Деревни встречались редко, да и были столь малы, что не имели даже магазина. Поэтому продукты и воду приходилось тратить с особой осторожностью.
В одной из деревенек случилась первая поломка – прокололось колесо Мишани. Как назло, у него были велосипедные ниппели – а у нас не было запасных камер такого типа. Пришлось нашему реммастеру Илюхе на ходу подпиливать обод, чтобы выйти из положения.
Однако на следующем глобальном спуске случилась гораздо более серьезная поломка – поломался велосипед Тончика совместно с хозяином. Скоростная дорога отыгралась на одном из самых аккуратных членов нашей команды. Как я понял, его занесло на повороте из-за того, что он ехал близко к обочине. Тончик упал и проехал немного на пузе, а велосипед, врезался в отбойник дороги. Тон был жив и даже вполне здоров, не считая дыры на пузе и ссадин. Руль и переднее колесо велосипеда представляли жалкое зрелище и восстановлению не подлежали. А ведь Тон ехал на скорости чуть больше 30 км/ч…
Тут ожидаемо сказала свое веское слово езда с большими отставаниями друг от друга. Мне пришлось ехать вниз, звать Илюху. Тому в свою очередь пришлось лишний раз ехать в гору. Впрочем, на месте вдалеке от больших пунктов сделать что-то было сложно. В итоге поймали какую-то шестерку, которая увезла Тона и его велосипед в ближайший поселок с больницей.
Мы же с ухудшившимся настроением поехали штурмовать следующий перевал. К середине дня у Ксюхи и Домбрика сил уже совсем не осталось. Я, Илюха и Мишаня прождали их в поселке Рыбачье у моря целый час. Поселок представлял собой какое-то жалкое подобие курорта, но по крайней мере здесь были магазины и общепит. Стремаясь, мы все же скушали по чебуреку с мясом.
С Тоном общались по телефону. В том поселке, куда его привезли, больницы не оказалось. Он ждал нас, пытаясь с велосипедом застопить машину до Алушты. После часа стояния ему это удалось, и он таки уехал в город лечиться и чиниться.
Пообедав, мы продолжили путь. Какое-то время дорога шла вдоль моря и представляла собой перетекающие друг в друга поселки. В одном из них была красивая новая церковь, которую мы с Мишаней посетили. Также он остался посмотреть небольшой музей истории морских катастроф, справедливо полагая, что сможет нас догнать. Однако это было рискованным. Так как реммастер и ремнабор какое-то время ехали сильно впереди него.
Вскоре дорога снова ушла в горы. Населенные пункты исчезли, пошли лесистые горы. Однако здесь уже чувствовалась близость основной курортной части Крыма. Вдоль дороги местами были высажены кипарисы, поток машин заметно возрос. Без особых приключений, но и небыстро мы добрались до Алушты. Перед городом был затяжной и крутой спуск, где я разогнался до 59 км/ч. Вообще, за этот велопоход я узнал много нового про езду на таких скоростях. Например, раньше я бы ни за что не поверил, что кручение педалей на моем велосипеде на скорости 45 км/ч может привести к ускорению. Впрочем, делать это надо с умом, так как первое касание педалей приводит скорее к торможению. Также интересно, что после перевала буквально за 100 метров приходилось переходить чуть ли не с самой низкой передачи на самую верхнюю. Также все ребята отмечали обманы зрения. Дело в том, что когда дорога заметно меняет наклон, начинает казаться, что она идет вверх/вниз, тогда как на самом деле она по-прежнему идет вниз/вверх только под другим углом. В результате возникает ощущение, что едешь вниз, а педали крутятся также тяжело, как на подъем.
В Алуште мы связались с Тончиком, проехали через город в сумерках и нашли его в местном веломагазине. Он уже успел за деньги залечиться в украинской больнице, и теперь приехал покупать новые колесо и руль, так как это был его единственный шанс продолжить путешествие. Пока он с помощью Илюхи переделывал велосипед, мы с Мишаней съездили закупиться едой на соседнюю площадь. Впрочем, я предлагал поехать и поужинать в ресторане в курортной зоне. Под моим давлением народ согласился, и мы поехали к морю. На туристических прогулочных улицах вдоль пляжа было полно народу. Играла музыка, гуляли отдыхающие. Мы зашли в один ресторан, где неплохо поели по цене столовой МГУ.
После ужина было уже совсем поздно и темно. Поэтому мы поехали искать кемпинг вдоль моря на север, как нам посоветовали в веломагазине. Курортная часть кончилась, как и в Феодосии очень быстро. Мы катили вдоль пляжа по неосвещенным раздолбанным и пустынным улочкам.
В кемпинге не было хозяина, но Мишане удалось договориться с пьяными охранниками с помощью ночевавших в кемпинге украинских велосипедистов. Не теряя времени, мы поставили палатки и отошли ко сну.
День 4.
Утро встретило солнышком и музыкой, раздававшейся с открывшегося пляжа. Пока мы неспешно собирались, Илюха устроил утренние танцы, подняв нам настроение. Мы немного пообщались с украинскими велосипедистами и уехали.
Продвинулись недалеко. Рядом с рестораном, где вчера ужинали, мы завалились на пляж. В это время народу здесь уже было прилично. Глядя на отдыхающих, я испытал острое чувство неприязни к их типу отдыха. При этом сами люди мне были в общем-то по барабану. Окунувшись в море, мы продолжили путь.
Согласно плану этот день должен был быть разгрузочным. Мы думали, что доедем уже до пригорода Ялты – поселка Никитá, где находятся подходящие для лазанья скалы. Большинству из наших хотелось отдохнуть от педалирования, и они решили поехать в Никиту на маршрутке. Мне же лазать не хотелось, а Тончик не мог из-за вчерашней травмы живота. Поэтому мы вдвоем поехали на велосипедах.
Через Алушту проходит одна из главных магистралей Крыма Симферополь – Ялта. Именно по ней ходит знаменитый междугородний троллейбус. Нам же эта трасса запомнилась заметно большей шириной и загруженностью по сравнению с узкими дорогами предыдущих дней. Казалось, что после проселочной колеи, выехал на федеральное шоссе. Ехать по нему было проще из-за меньших уклонов и лучшего асфальта. Однако огромное количество машин, в том числе вонючих камазов и автобусов показывало, что это все-таки дорога не для велопохода.
Мы проехали этот тридцатикилометровый участок с подмосковной скоростью. Однако на самом удачном спуске, где я надеялся по привычке просвистеть, меня обогнал камаз, обдав газами и пылью. Тут я понял, что большая скорость воспринимается гораздо хуже, когда подвергаешься химической атаке. Впрочем, дорога шла недалеко от моря, даря нам неплохие виды. По пути мы проехали знаменитую Аюдаг и поворот на Артек.
В Никиту мы въехали к обеду. Довольно быстро по лесной тропе дошли до скал. Пятнадцатиметровые обрывы практически окружали небольшую поляну. По всему ее периметру лазали люди. Кроме наших тут были еще знакомые с турклуба и просто скалолазы из России и Украины.
Немного потупив, мы с Тоном пошли реализовывать культурную программу. В трех километрах отсюда находилась Массандра – знаменитый пригород Ялты. Пошли мы туда пешком вдоль шоссе, так как намеревались посетить известный винный завод. Впрочем, первым делом на нашем пути оказался поворот к дворцу Александра III. Небольшое, но очень красивое здание, спряталось в лесных склонах. До него не долетал шум шоссе. Место было действительно уютное. Внутрь мы не пошли, ограничившись внешним осмотром дворца. Его красота только усиливалась огромным контрастом со стандартными советскими постройками Крыма.
Тем временем стало пасмурно. Но дождя не было, так что погоду можно было назвать комфортной. Винный завод оказался сильно в глубине поселка, так что пришлось ехать на автобусе. Экскурсии по заводу и погребам очень неудачно были расположены по времени. Нам пришлось бы долго ждать и сильно опоздать с возвращением. Но мы не растерялись и устроили дегустацию вин прямо в экскурсионном бюро. Честно скажу, там для этого есть специальный мини-магазин.
Крым знаменит своими винами, а мы знамениты своей любовью к последним. Весь поход каждый вечер мы дегустировали новые сорта. При этом старались покупать те, которые были произведены недалеко от того места, где мы ночевали. Масандровский винный завод, пожалуй, самый знаменитый из крымских производителей вин. С ним может сравниться разве что завод шампанских вин Нового Света, но я не фанат шампанского. Также с Тоном мы не фанаты сладкого и крепленого вина. Зато все предлагаемые сорта сухого вина мы испробовали. Надо сказать, что мне крымское вино из Массандры понравилось. Другое дело, что таким хорошим, каким оно было непосредственно на заводе или из купленных там бутылок, оно не было нигде.
Слегка захмелев и закупив обещанного вина в лагерь, мы двинули обратно. Пешком дошли до трассы, убедившись, что Массандра это обычный советский город, только на горе. На площади пообедали едой из местных магазинчиков и доехали до Никиты на знаменитом троллейбусе. Надо сказать, что неплохо бы крымчанам обновить троллейбусный парк.
Вечером стало темно и очень холодно. Воздух между скал быстро остыл. Впрочем, погода и без того менялась в худшую сторону. Не придумав ничего лучше, мы решили заночевать прямо тут, хотя официально это запрещено. Но все скалолазы уже ушли, а какие бы то ни было охраняющие замечены не были.
Уже ночью начался дождь. Ну, дождь и дождь – как будто в первый раз. Однако с утра этот дождь устроил нам приключение по полной программе.
День 5.
Как заправские и опытные туристы мы совсем не подумали, что ночью может пойти дождь. А он не просто пошел. Всю ночь был настоящий ливень, который то затихал, то разгорался вновь. Дождь создал целые потоки воды, которые текли мимо наших палаток. Палатка Домбрика, Ксюхи и Мишани была непосредственно на пути образовавшейся реки. Посреди ночи им пришлось ее переставлять, пряча промокшие вещи. Мы тоже спрятали пожитки внутрь.
Но ближе к рассвету печальная участь не минула и нас. Наша палатка оказалась буквально в луже. Сон был испорчен окончательно. Пришлось вставать и перетаскивать вещи под дождем, доставая их из настоящего озера. Благодаря скалам, мы смогли найти защищенное от дождя место, где все и расположились.
Скоро началось настоящее утро. Однако дождь с переменным успехом продолжался до обеда, держа нас взаперти. Нам удалось высушить часть вещей, но время было безнадежно потеряно. А ведь сегодня предстоял подъем на очень высокий перевал рядом с горой Ай-Петри. Посовещавшись, мы позвонили местному мужику с микроавтобусом, который перевозит велотуристов по Крыму. Его телефон нам дали украинские велосипедисты в Алуште. Договорившись с ним встретиться в центре Ялты, мы выехали.
Надо сказать, что пока мы тупили с утра, я успел в одного выпить бутылку вина. Ее нам оставили знакомые из турклуба. Однако пить ее никто не захотел, тащить дальше было глупо, а оставлять жалко. В результате короткая дорога в Ялту стала для меня по-настоящему рискованной. Я старался входить в повороты на максимальной скорости, благо ехали мы вниз. Из-за этого меня один раз даже вынесло на встречку. Слава богу, мы уже ехали по какой-то второстепенной улице, а не оживленной трассе. В общем, пить не стоит даже за рулем велосипеда.
Ялта – самый крупный город на крымском побережье, не считая Севастополя. В ее окрестностях несколько дворцов, один из которых мы видели днем ранее, да и вообще город заслуживает хотя бы дня просмотра. Однако у нас, к сожалению, этого дня не было. Час с небольшим, что у нас был, мы потратили на купание в море. Ветер нагнал здоровые волны, и отдыхающие сидели на бережку, глядя как вода перехлестывает через забор. Мы же храбро ринулись сражаться со стихией и не пожалели – гораздо веселее бултыхаться в волнах, чем плавать туда-сюда.
Когда мы все же доехали до площади в городе, где нас должен был встретить водитель, начался настоящий шторм. Ураганный ветер ломал ветки деревьев, нес мусор и песок по улице и даже сдувал людей. В такую погоду ехать на гору было совсем не вариант.
В итоге за нами приехал Ford Transit, в который мы впихнули велики и впихнулись сами. Под разговоры с водителем мы выбрались из города и начали забираться вверх по узким горным дорожкам в лесу. Через какое-то время город остался далеко внизу, а ближе к вершине мы въехали в зону густого тумана. Водитель смело ехал по опасной трассе, видя буквально 10 метров дороги перед собой. На перевале туман был такой же сильный, и мы договорились довезти нас вниз с перевала до ближайшей деревни. Лететь вниз по мокрой и скользкой дороге практически вслепую никому не хотелось.
В результате нас довезли до поселка Соколиное. Здоровый хребет отделял нас теперь от моря, и погода изменилась заметно. Все небо было затянуто облаками, с неба моросил мерзкий дождик. Поселок на курорт не был похож вовсе. Облачившись в непромокаемые куртки, мы продолжили путь вглубь полуострова.
Дорога шла по долине и была практически ровной. Благодаря этому 25 км мы проехали крайне быстро. Затем свернули в деревню Новоульяновка. За ней мы углубились в горные лесные дороги.
Согласно плану мы хотели посетить знаменитые пещерные города Крыма, а конкретно Мангуп. К нему можно было срезать через лес. Впрочем, было уже поздно, и к Мангупу мы планировали добраться только завтра. А сегодня доехать до нормальной ночевки. Однако дорога оказалась на редкость хреновой. Когда она шла в гору, ехать по ней было практически нереально, так что приходилось тащить велосипед на себе, как после Нового Света. К тому же дорога периодически раздваивалась, и мы долго пытались сориентироваться по компасу и картам.
В итоге, встали на ночевку, когда было уже совсем темно. В горах был дубак, да и весь лес был мокрым от прошедшего дождя. Пришлось поднимать настроение крымскими винами.
День 6.
Утро первого октября и по совместительству дня рождения Ксюхи встретило нас ярким солнцем. Еще не высохший лес заиграл новыми красками. С утра мы завтракали, неспешно собирались, пытались понять, как нам выехать к Мангупу. И все это время любовались красивым лесом, еще зеленым, но уже осенним. Горный лес, кстати, напоминал наш среднерусский. Здесь не было густого и колючего подлеска, характерного для южных краев, зато было много хвойных деревьев.
Больше всего печалило, что даже в этот уголок, куда не так часто заглядывают люди, уже умудрились навезти кучу мусора. Конечно, в абсолютном исчислении его было немного, но на контрасте с красивой природой он смотрелся особенно ужасно. Мы даже собрали несколько пакетов пустых бутылок и прочего хлама, щедро навезенного сюда предыдущими посетителями.
Из леса мы выбрались довольно быстро и оказались на относительно ровном поле. По обеим сторонам долины стояли высокие горы, особенно красивые из-за длинных обрывистых скал наверху. Стоит признаться, что такого необычного рельефа я нигде больше не встречал. Возможно, именно поэтому в Крыму получили распространение так называемые пещерные города. В самый известный такой город мы и направлялись.
Погода в этот день оказалась переменчивая. Пока мы ехали по полю, небо заволокло, и начался сильный дождь. Пришлось натягивать тент. Вот уже второй день мы ехали по лесным и полевым дорогам в мокрую погоду. Колеса велосипедов обросли слоем грязи, которая сильно затрудняла движение.
Дождь кончился, и мы вскоре приехали в деревню, из которой наверх в пещерный город уходила тропа. Здесь было какое-то подобие туристической индустрии: пара закрытых шашлычных и таблички с важными надписями. Самой важной, как всегда, была та, что сообщала о платном входе. Мы естественно платить не хотели, и надеялись проскользнуть так, но местный лесник нам этого сделать не дал. Заловив нас уже ближе к вершине, он содрал с нас меньшую сумму, рассказав зато немного о Мангупе.
Наверх мы пошли без Домбрика, который уже бывал здесь ранее. Тропа круто забирала вверх. Лес по сторонам страдал от мусора. Интересно, за что берутся деньги, если даже мусор не убирается. По пути было древнее еврейское кладбище с могильными плитами с надписями на иврите.
Наверху гора представляла собой плато, с резкими скальными краями. Города на таких плато было крайне сложно завоевать, ведь к большей части города было просто не подобраться. В Мангупе сохранились руины разной степени сохранности, но главное это конечно виды.
Из Мангупа видно море и виден Севастополь. Но большее впечатление производят все те же плоские горы со скальными обрывами. Панорамные виды великолепные.
Пещерным город называется потому, что в скалах сверху имеются пещеры. Раньше они заменяли здания: были жилые, были религиозные и т.д. Интересно было походить по таким местам. Ничего не было закрыто, везде было можно полазить.
Жизнь в таких пещерах имела как свои плюсы, так и минусы. Главное преимущество это безумно красивый вид из окна.
На плато мы провели много времени и торопились назад к Домбрику. По нашему приходу мы все вместе разругались с хозяйкой какого-то дома, которой не понравилось, где мы припарковались. Вот что меня удивляет в крымчанах, так это ужасное отношение к туристам, за счет которых сами же и живут. Никакой культуры и уважения. Неудивительно, что народ предпочитает Турцию и Египет.
Из деревни уже шла асфальтовая дорога в Севастополь. Впрочем, трасса была местного значения с небольшим трафиком. Выбравшись из бездорожья, мы долго и упорно вычищали наши велосипеды от грязи. Зато потом с небольшим уклоном вниз (едем к морю же) быстро помчались вперед.
Вокруг нас были все те же красивые горы. А крутой спуск в деревню Терновка завершился моим рекордом скорости. Впервые спидометр показал 60 км/ч. В Терновке мы закупились ужином. Закупались основательно, ведь планировалось празднование Ксюхиного ДР.
После Терновки ехали в поисках места для ночевки. С одной стороны тянулись виноградники. Поэтому мы заехали в лес с другой стороны. Но лес здесь был не такой приятный, как в горах, поэтому поставились прямо на тропе.
Ужин прошел за приятными разговорами, поздравлениями и хорошим вином. К ночи температура быстро опустилась. Ксюха, Домбрик и Мишаня залезли спать раньше, а мы еще продолжили разговор. В какой-то момент, когда мы втроем стояли и дрожали от холода, Тончик схватился за штаны с криком: «Ой, а что это у меня там звенит?!». Вначале мы с Илюхой офигели, но после Тончиковского «Ааа, это телефон!», принялись ржать на весь лес. На этой веселой ноте закончился предпоследний день нашего путешествия.
День 7.
Утро выдалось солнечным. До Севастополя оставалось немного не горной дороги, поэтому мы уже предвкушали, как будем гулять по городу-герою. Однако в этот день нам не везло.
Дорога оказалось довольно простой. Горы сменились холмами. Перепады высот были вполне терпимы, и темп мы задали приличный. Однако по привычке сильно растянулись. В результате на очередном привале не досчитались Мишани. Прождали его достаточно долго и начали беспокоиться. В итоге мы с Домбриком взяли ремнабор у Илюхи и поехали назад. Проехали километра 3 – Мишани нет. И тут навстречу едет волга, из окна которой торчит Мишаня и нам кричит. Оказалось, что у него прокололось колесо. Не в состоянии исправить поломку, он оставил велосипед, поймал волгу и поехал за нами. Созвониться мы не могли уже не помню по какой причине. Домбрик с ремнабором поехал к велосипеду. Туда же на волге направился Мишаня. А я повернул к нашим, чтобы сообщить им, что с Мишаней все в порядке.
Вчетвером мы прождали еще долго. Домбрик накачал колесо Мишане, и оно вроде бы не спускало. Однако не успели мы все вместе двинуться в путь, как через триста метров увидели кучу стоящих машин и гаишника. Он объяснил нам, что проезд перекрыт в связи с проездом президента по основной дороге в Севастополь. Причем по самой главной трассе, которая была в непосредственной близости, машины ездили. В общем, тут мы потеряли еще полчаса. Севастополь, находившийся практически в зоне прямой видимости, никак не хотел нас впускать.
Наконец, третья заминка случилась уже у въездной стелы в город. Мишанино колесо снова начало сдувать. Удивительно, но именно ему два раза за путешествие приходилось менять камеры, и именно у него были велосипедные ниппели, которых у нас не было в ремнаборе. Пришлось Илюхе снова ножичком увеличивать дырку в ободе, так что задержались мы дольше, чем при обычном проколе.
Природа вокруг нас уже заметно дышала осенью. За время последнего броска в Севастополь набежали облачка, и стала уныло. Времени на севастопольскую диараму у нас уже не было, и мы сразу поехали в город.
Севастополь – необычный город Украины. Он не входит в состав автономной республики Крым, а является отдельным образованием, тут другие автомобильные номера. Город полностью русский, украинские здесь только деньги.
Спальные районы города советские, в центре есть несколько красивых зданий. Главной же достопримечательностью города является российский черноморский флот, который стоит в бухте прямо в городе. Особенно здоровых судов мы не видели, но корабли и подлодки присутствуют. Мы даже сходили в музей черноморского флота.
Но вообще времени у нас было мало, да еще в городе было напряженное движение. Первым делом разведали вокзал, затем посмотрели на флот и сходили в музей. Дальше встал вопрос об обеде. Опрос местных жителей показал, что Пузатой Хаты тут нет, зато есть Макдональдс. Велосипедные поломки продолжали преследовать нас, так что времени на поиски чего-то другого уже не было. Мы с Ксюхой съездили закупиться в макдачник. Обед у нас был на центральной площади, сидя на поребрике бомж-стайл.
Собственно из Севастополя мы уехали на поезде в Москву. Тупиковый вокзал города настолько близко к скале, что для того чтобы сформировать состав железнодорожникам приходится несколько раз гонять поезд туда-сюда, что сильно напрягает толпу, которая бегает за своим вагоном по всей платформе несколько раз.
Когда мы въезжали в Крым, было жарко, а когда уезжали довольно прохладно. Так за время похода кончилось лето, и началась осень.
Велопоход Феодосия – Севастополь |
Поездка в Германию |