Путешествия Владимира Кононова
Велопоход Клин – Павловский Посад
Общая информация.
Дата: 30 апреля – 3 Мая 2009 года.
Маршрут: Клин – Слобода – Орлово – обед – поле – Никольское – паром – Дубна – ночевка – Карманово – Талдом – Северный – обед – Журавлиная Родина – Константиново – ночевка – Загорская ГАЭС – Краснозаводск – Бужаниново – Гремячий ключ – обед – Афанасово – ночевка – Фряново – Чёрново – Заречье – обед – Кузнецы – Павловский Посад. Маршрут на Google Maps.
Длина маршрута: 300 километров.
Участники:Владимир Кононов, Михаил Чайкун, Ксения Клинова, Екатерина Цицилина, Илья Казаков, Сергей Латушкин, Антон Осокин, Мария Малиновская, Максим Кирюшин (с 1 мая), Ирина Аюбова (с 1 мая).
Рассказ.
После первых двух велопоходов у нас не оставалось сомнений – следующий выезд не заставит себя долго ждать. Первоначально хотели успеть съездить весной целых два раза, но погода и наша занятость внесли свои коррективы. Зато нам удалось выделить на поездку целых четыре дня и увеличить ее длину до трехсот километров. С маршрутом определились быстро, так как было ясно, что надо продолжать кольцо вокруг Москвы. Планируемый путь начинался в Клину, где закончился предыдущий велопоход, пролегал через Дубну, Талдом, Краснозаводск и заканчивался в Павловском Посаде. С составом получилось сложнее. Он постоянно менялся, и окончательный вариант сформировался практически в последний день. Также Ира с Максом не могли начать с нами тридцатого апреля и присоединились к нам только на следующий день.
В этот раз наш поход был полон испытаний. Не сложных, конечно, но очень разнообразных. Перед походом в Москве успела устояться хорошая погода, мы перешли на летний вариант одежды. Но только мы оказались в Клину, как небо серьезно заволокло облаками, подул ветер и стало нежарко. Подобные неурядицы, впрочем, редко доставляют нам серьезные неприятности. Поэтому мы, одевшись потеплее, двинулись в путь. Однако уже на выезде из Клина нас застал дождь.
К счастью он не превратился в ливень, и мы продолжили движение, орошаемые неприятной моросью. Первая часть нашего маршрута проходила по трассе А108, известной в народе как “бетонка”, которая представляет собой некое подобие кольца вокруг Москвы на расстоянии около ста километров. Вопреки моим ожиданиям, трасса была узкой двухполосной со средним движением.
Дождь скоро прекратился, и мы не ощущали глобальных неудобств. Подъемы, спуски, проезды большегрузных машин тревожили нас в меру.
Когда мы свернули с бетонки, судьба подкинула нам новое испытание: узкую дорогу с большим количеством фур и ужасным встречным ветром. Ветер был, безусловно, главной проблемой. Если в лесу еще можно было ехать с более-менее приемлемой скоростью, то на открытых пространствах мы двигались в районе восьми километров в час, то есть не многим лучше, чем пешком.
Ощущения езды против такого встречного ветра передать тяжело. Абсолютная бесполезность усилий просто убивает. Крутишь, крутишь педали, но новый порыв воздуха, кажется, сносит тебя обратно. Ладно этот ветер был бы еще теплым.
В поселке Слобода основной поток фур уходил налево, а мы двигались направо. Пошевелив мозгами и картами, мы пришли к выводу, что такое количество дальнобойщиков наблюдалось на этом участке из-за того, что через него можно удачно выехать с бетонки на Питерскую трассу в обход Клина. В Слободе мы закупились в местном супермаркете, успев слегка осмотреть этот, в общем-то, посредственный поселок Московской области с небольшим микрорайоном многоквартирных домов, кирпичным домом культуры, школой и деревенским пейзажем.
Дальше погода не сбавила свое весьма ощутимое давление, разве что ветер дул не столь откровенно в лицо. Впрочем, боковой сильный порывистый ветер – явление для велосипедиста не радостное. Так сразу не сказать что лучше – быть снесенным на обочину или на середину дороги. К счастью, в этом отдаленном уголке Московской области машин встречалось очень мало. Зато через несколько километров добавилось новое испытание – езда по грунтовой дороге.
Она в свою очередь уперлась в деревню Орлово, находящуюся у самой границы с Тверской областью. Здесь была не очень понятна принципиальная возможность продолжить движение вперед, так как тут была граница областей. Осмотр местности, карты и опрос местных жителей дали нам противоречивую информацию, которая, в общем, сводилась к необходимости ехать через поле.
Пообедав бутербродами и запив вскипяченным на горелке чаем, мы двинулись сквозь бездорожье. Преодолев по тропинке неширокий лес, мы оказались на поле, на котором уже можно было ехать, а не идти с велосипедом. Однако, вскоре наш путь, шедший вдоль небольшого оврага, уткнулся во вспаханное поле. Ехать через него совсем не хотелось. Разведка показала, что с противоположной стороны оврага шанс добраться до видневшейся деревни значительно больше, и мы приступили к операции «переправа».
Нам пришлось перетащить велосипеды, большинство из которых были нагружены тяжелыми велорюкзаками, через овражек глубиной в пару метров, заросший разнообразной растительностью. Глобальных проблем это нам не доставило, но запачкались и слегка подмочились многие.
Зато после этого мы уже скоро выехали к деревне и песчаной дороге. Теперь мы были в Тверской области. Местный житель указал нам дальнейшее направление движения. Скоро мы были на нормальной грунтовой дороге, согласно карте ведущей в сторону Дубны. Дорога опять же большей частью была без покрытия, но лес по ее сторонам укрывал нас от ветра, что делало передвижение более-менее комфортным.
На очередном перекрестке мы остановились у разрушенной церкви. Впервые мы решили исследовать такого вида объект, хотя за предыдущие походы насмотрелись на них предостаточно. Ходить под сводами старого храма с осыпавшейся штукатуркой и давно разобранным полом было слегка боязно. Но увиденные нами сохранившиеся фрески, а также представившаяся возможность забраться на балкон хора того стоили.
Наверх пришлось подыматься по узкой винтовой лестнице, зажатой в древней кладке, постоянно опасаясь, что сверху на тебя прилетит осколок стены или неудачно тронутый впереди идущим участником камень. Не могу сказать, что открывшийся с хоров вид был незабываемым, но это очередное испытание определенно того стоило.
Дальше наш маршрут шел с переменным успехом, то есть периодически сменялись леса, где ехать было можно и поля, где встречный ветер убивал все удовольствие от похода. Наша малая скорость передвижения начинала нам не нравиться, да еще и в единственном крупном поселке по дороге магазин оказался закрытым. Пришлось поторапливаться, что, впрочем, было сделать не так просто все из-за того же сильного встречного ветра.
К концу дня он окончательно понизил температуру, и, когда мы подъехали к парому, мои руки уже заметно замерзли. Паром через канал имени Москвы, построенный еще в тридцатые годы не поразил нас шириной, но моста через него не было. Зато были не очень понятные сооружения в стиле Сталинского Ампира по обоим берегам канала и паромная переправа.
Паром ходил часто, периодически пропуская баржи и перевозя людей и машины из Тверской области в Московскую и обратно. Проезд для велосипедистов стоил двадцать рублей. На пароме сильный холодный ветер доставлял нам заметный дискомфорт, но мы крепились, думая о скором ужине и сне.
Однако даже такая погода не смогла нас отвадить от просмотра хотя бы минимума достопримечательностей. Мы съездили к Волге посмотреть на большущий памятник Ленину и оставшийся пьедестал от бывшей статуи Сталина. Илюха, учившийся раньше в Дубне, отлично знал здешние места и выполнял функции проводника.
Наступающий вечер урезал наши планы по осмотру достопримечательностей, и мы поехали прямиком в магазин. Там мы, голодные и уставшие, совершили массовую закупку, искренне веря, что съедим все, что купили.
Затем поехали обратно вдоль канала на поиски подходящего для ночлега места. Впервые за день ехать по ветру, а не против ветра было безумно приятным, а светивший нам сбоку закат делал картину практически идиллической. Не так много надо человеку для счастья.
У ближайшего леса мы остановились и отправились искать подходящее место для ночлега, в то время как Илюха поехал искать место дальше по дороге. Местный лес оказался ужасно топким, мы с трудом нашли небольшой относительно сухой участок. Да и тот был всего в десяти метрах от разбитой лесной дороги, ведущей от трассы к ж/д. Но впереди Илюха ничего не нашел, поэтому поставились тут.
Постановка на вечер прошла в быстром темпе, и скоро мы уже сидели за ужином в темноте, обсуждая прошедшие и будущие события.
На следующее утро, несмотря на объявленный подъем в 7:30, к восьми не в палатках были только я и Чай. Пришлось быть дежурными. Дальше сборы, правда, пошли поживее, и мы выехали немногим позже девяти, намереваясь к одиннадцати встретить Иру и Макса в Талдоме. Илюха, как местный, был нашим направляющим.
Вначале мы доехали до въездного знака Дубна, расположенного прямо на берегу канала. Затем переехали реку Сестру, которая здесь течет под каналом. После добрались до станции Карманово, а дальше Илюха повез нас по очень замысловатому пути через дачи, деревню и лес. С трудом представляю, как бы мы ориентировались, а главное, сколько бы это заняло времени, если бы его не было.
После этого нетривиального участка мы выехали на грунтовую дорогу, которая шла вдоль Дубны и дачных поселков, расположенных на ее берегу. Наше внимание привлек дорожный знак «место отдыха» в скульптуре. Это творение расположено перед въездом на дачу какой-то творческой личности. По слухам во дворе у него еще много всякого альтернативного и не очень искусства, но пускает к себе он крайне неохотно.
Пофотографировавшись, мы поехали дальше, так как время уже поджимало. Погода в этот день была ясная, но прохладная, а главное ужасный вчерашний ветер стих лишь незначительно. Это было не так заметно, пока мы ехали вдоль Дубны, но стало как прежде непереносимым, когда мы выехали на последний участок перед Талдомом.
Пока мы тащились на велах против ветра, Макс с Ирой уже успели приехать и подождать нас на Талдомской привокзальной площади. Несмотря на звание райцентра, Талдом оказался большим поселком с парочкой пятиэтажек, в одной из которых и живет Илюха. На привокзальной площади нам пришлось устроить техническую остановку. Велосипед Шурика, на котором ехала Маша, доживал последние дни. Диагностика показала, что ехать на нем дальше небезопасно. С большой вероятностью скоро с ним должна была случиться неисправляемая в походным условиях поломка. Уже начало казаться, что сход с дистанции Маши и Тона неотвратим, как Илюха нашел выход из ситуации. У него дома оказался еще один нормальный велосипед, который мы поменяли с Шуриковским. Конечно, потом пришлось дополнительно ездить и забирать велосипед обратно, но зато удалось в полном составе продолжить велопоход.
Все эти события заняли довольно много времени, и мы поспешили уехать из Талдома. За выездом из города на полях жгли сухую траву, и плотный дым стелился по земле перпендикулярно дороге. Видимость внутри была нулевой, и я даже испугался, что кому-то станет дурно от запаха гари. К счастью все обошлось, и мы благополучно доехали до поселка Северный. Здесь надо было закупиться на обед.
Северный оказался больше похож на город чем, Талдом. Мы проехали его насквозь, остановившись только у магазина в центре. Рядом с поселком расположены высокие антенны, представляющие собой узкие и длинные металлические конструкции. Мы остановились на обед как раз в лесу, за которым непосредственно располагались эти железяки.
Перекусив, мы двинулись дальше навстречу ветру. Опасения насчет медленной скорости Иры оправдывались, однако критичный характер ее неторопливость не носила. Зато замыкающему наш маршрут казался просто прогулкой. По крайней мере, в случаях, когда ветер стихал.
Наконец настал долгожданный момент – мы сворачивали направо, меняя курс на 90 градусов. Глядя на крутой спуск, мы предвкушали получить удовольствие от поездки, но маршрут подбросил нам новое испытание. За несколько метров асфальт резко кончился, и спуск, а также последующие за ним десять километров трассы проходили по грунтовой дороге. Местами она была так густо усыпана камнями, что становилось страшно за колеса.
Зато мы оказались в заповеднике «Журавлиная Родина». В этот момент был не сезон, поэтому журавлей здесь не было. Но пейзаж все равно был красивым и состоял из подболоченных полей с многочисленными ручьями и протоками.
Ветер потихоньку стих, и, хотя дело шло к вечеру, заметно потеплело. В ожидании замыкающих, мы отдыхали у очередной деревни, валяясь на траве и греясь на солнышке.
Дальше места пошли более жилые: деревни, вспаханные поля, оживленное движение. Вечером мы доехали до большого поселка Константиново, где уже пора было закупаться продуктами на ужин. Тут стало заметно, что мы сильно растягиваемся за ходку. Приехавшие первыми ребята устали ждать последних, поэтому Макс, Ксюха и Илюха сразу поехали закупаться. А потом по телефону долго пытались объяснить, где будем встречаться. В результате поняли друг друга неправильно и вместе собрались только у выезда из поселка.
Еды было закуплено столько, что непонятно было куда ее паковать. А тут еще несколько шестилитровых баллонов с водой из колонок. Загрузив кое-как такой груз, мы продолжили движение, ища по сторонам места для ночевки. К сожалению, вокруг были сплошные поля и деревни. К тому же во многих местах рос борщевик, возле которого не хотелось разбивать лагерь.
В итоге, когда солнце уже почти село, заехали на второе от дороги поле, забрались в его угол и расположились. Чтобы туда добраться, правда, пришлось переправиться через ручей и грязь. Наиболее эффектно это сделал Серега, поднявший велосипед на плечо.
В лагере работа закипела быстро: готовили еду, ставили палатки, рубили дрова на костер, прятали велосипеды. Ужинали уже в темноте, глядя на звездное небо. Ночью погода преподнесла нам очередной сюрприз. Еще вечером, когда мы с Чаем последними залезали в палатку, то увидели, что она покрыта инеем.
С утра инеем было покрыто все, а наша кастрюля, в которую налили воды, чтобы отмачивалась, оказалась наполненной просто куском льда с вмерзшей губкой. Заморозок хорошо ощущался и с утра. За завтраком просушили вещи и палатки. Потом вышло солнце и начало пригревать, ветер ослаб, и мы надеялись наконец-то получить теплую безветренную хорошую погоду.
Дорога с утра пошла хорошо, разве что Ира не могла держать наш темп. Зато она поставила новый рекорд скорости: три километра в час при езде в горку. Причем при езде, а не пешком. В результате привалы у нас были двух типов: маленькие и большие. На маленьких мы просто ждали Иру и замыкающего Серегу, чтобы не растягиваться и ехали дальше. А на больших уже отдыхали нормально, чтобы Ира тоже могла посидеть.
Наш путь лежал около Загорской ГАЭС. Это достаточно интересное сооружение. Во время низкого потребления электроэнергии, она с помощью насосов накачивает воду в верхнее водохранилище, а потом во время часов пик сбрасывает ее вниз, вырабатывая энергию сама. Такая штука нужна для сглаживания нагрузки на сеть.
Мы огибали насыпь, за которой было водохранилище. Воду саму мы не видели, так как насыпь была приличных размеров, да еще и с колючей проволокой наверху. В какой-то момент на дороге появилось много большой строительной техники. Как впоследствии оказалось, впереди был карьер, откуда грузовики возили песок на строительство новой части ГАЭС. Узкая дорога, засыпанная песком и щебнем была не лучшим местом для разъезда с огромными Камазами.
И тут на пути оказался очень крутой спуск. С него я летел с него на огромной скорости, с трудом удерживая руль на разбитой дороге. Краям глаза я заметил саму ГАЭС, точнее трубы идущие от верхнего водохранилища к нижнему. После спуска дорога стала полностью грунтовой. Скоро мы увидели и сам карьер. Сверху очень красиво выглядели разноцветные грузовики и экскаваторы. Создавалось ощущение их игрушечности. Собравшись вместе, мы поехали дальше. Преодолели кто пешком, кто на велах крутой подъем по грунтовке и оказались в городе Краснозаводске. Это небольшой городок, главное предприятие которого – завод по производству взрывчатки.
Погода в этот день была отличной. Ветра мы больше не замечали, а на ясном небе светило теплое солнце. В отличие от первого холодного дня, мы стали очень активно употреблять различные напитки на каждом привале. Вода, квас, кефир, остатки вина – все шло на восстановление жидкости, ушедшей с потом.
После Краснозаводска путь пошел без особых приключений. В поселке Бужаниново мы пересекли Ярославскую ж/д и оказались в достаточно глухих районах. Дорога периодически становилась грунтовой, и мы один раз даже свернули не туда. Текущим испытанием был очень разнообразный рельеф с подъемами и спусками.
Когда мы выехали с проселочных дорог на бетонку, уже подходило время обеда. Но мы решили доехать до находящегося неподалеку Гремячего водопада. Несколько километров по бетонке нас не порадовали. Дорога была узкой, а движение очень интенсивным с большим числом большегрузных машин, которые часто вынуждали нас съезжать на обочину. Вдобавок перепады высот были значительными, так что участок был более чем напряженным.
Свернув с бетонки, на дорогу, ведущую к водопаду, мы сразу заметили огромное число припаркованных машин. Они стояли у конца асфальтовой трассы. Оказалось, что к водопаду надо еще проехать несколько километров по абсолютно разбитой полевой холмистой дороге. Автомобилисты за исключением владельцев внедорожников даже не пытались туда ехать. А внедорожники зачастую застревали. Собственно такие машины, видимо, и разбили эту дорогу – она была просто испещрена колеями различной глубины.
Лавируя в толпе народа, мы доехали до водопада. Это значимое для православных место. Как я понял, его второе название – источник преподобного Сергия (Радонежского). Собственно все это находится рядом с Сергиевым Посадом. Здесь выстроили много деревянных сооружений: церковь, туалет, настилы, ступеньки к струям и даже купальню. Водопада тут не оказалось – был просто ключ, стекающий несколькими потоками по склонам крутого холма.
Не доезжая до этих деревянных построек, где находилось куча народу, мы встали на обед. По очереди группами сходили к ключу, набрали воды. Ира и Илюха даже искупались. Вода, конечно, хорошая, но количество людей напрягает. Особенно учитывая тот факт, что край поля около ключа основательно засран мусором.
После обеда мы подремали на солнышке, в результате чего прилично загорели. Обратный путь к бетонке был как-то полегче. Однако мы боялись не успеть найти нормального магазина до ужина, так как наш маршрут пролегал по не очень населенным местам. Поэтому отправили Чая и Серегу обследовать все близкие к дороге деревни на предмет магазина.
Тут на нас посыпались всякие напасти. У Ксюхи начались медицинские проблемы. Я, Катюха и Макс остались с ней, а Илюха с Ирой, Машей и Тоном поехали по бетонке дальше. Там еще предстояло через десять километров найти правильный съезд на полевую дорогу, ведущую к нужной деревне. Как только Ксюха более-менее оклемалась, у меня окончательно развалился рюкзак. Ближайшие незанятые эспандеры были только у Сереги. Ксюха с Катюхой поехали дальше, а мы стали звонить ребятам просить приехать и помочь. Они к этому времени уже успели закупиться. Серега поехал навстречу нам. Мы с Максом поехали тоже. Я старался не гнать, придерживая иногда рюкзак рукой. Впрочем, на загруженной бетонке это было сделать не так просто.
В итоге все разрешилось: Серега привез мне эспандер, ужин распихали по рюкзакам, мы все встретились и нашли полевую дорогу. Решили проехать ее еще сегодня, хотя уже вечерело. Как назло дорога оказалась еще хуже пути к водопаду, только без людей. Колейность, грязь, глубокие овраги не давали нам нормально ехать. Ира часто падала, и в итоге пошла пешком.
К концу этого участка пути мы вместе с велами были грязными, мокрыми и уставшими. В ближайшей деревне мы набрали воды из колодца, пересекли поле и забурились в лес. Этот лес оказался хорошим, мы быстро нашли место под лагерь и занялись его обустройством. Погода к этому времени окончательно наладилась, поэтому ночью неприятных сюрпризов не было.
Зато утром был – все проспали подъем. У кого-то сел телефон, кто-то инстинктивно выключил будильник, а кто-то просто не услышал. К счастью, я встал сам всего на полчаса позже и поднял народ. Собравшись, мы продолжили наш маршрут.
В этот день солнце сильно жарило, покрывая наши руки и лица загаром. Просто удивительно насколько поменялась погода всего за четыре дня. Ира окончательно выдохлась. В последствии она сама призналась, что в последний день у нее не было сил напрягаться. Мне, как замыкающему в этот день, это особенно запомнилось. К счастью, маршрут позволял нам отдохнуть. Горок и спусков практически не было. Загруженные участки трассы баловали нас асфальтовой обочиной. Единственное, что напрягало – это, конечно, неторопливость происходящего, из-за которой мы по сути только и делали, что ехали, хотя план на день был всего 75 километров.
Успели немного посмотреть только поселок Фряново. Там сохранился небольшой красивый храм и усадьба в центре. Сфотографировавшись и закупившись в местном магазине, мы продолжили путь.
Обед нас застал в деревне Заречье, за которой находился единственный неасфальтовый участок на этот день. Это была хорошая песчаная дорога через сосновый лес. Около нее мы и встали на обед.
Во второй половине дня ничего глобально не изменилось. Каждые 5-10 километров ребята останавливались и ждали нас с Ирой. Одна из стоянок запомнилась веселой собакой, которая нам улыбалась.
Ближе к вечеру мы въехали в Павловский Посад. Через весь город добрались до вокзала, залезли в переполненную электричку и уехали в Москву. Город посмотреть не успели, но сомнений нет – через какое-то время мы приедем обратно в Павловский Посад – заканчивать наше кольцо вокруг Москвы.
Велопоход Клин – Павловский Посад |