Путешествия Владимира Кононова
Автостопное путешествие в Чехию
Общая информация.
Дата: 24 октября –1 ноября 2009 года.
Маршрут: Брест – Варшава – Вроцлав – Прага – Брно – Вена
Длина маршрута: 1300 километров.
Участники: Владимир Кононов, Антон Осокин, Максим Кирюшин, Анастасия Семынина.
В районе 7 утра мы вошли в здание таможни, где уже было людно. Проверка состояла из тупых вопросов какой-то тетки. Она поинтересовалась количеством денег у нас, а также целью поездки. Удовлетворившись ответами, она пропустила нас к будке, где наши лица сверили с фотками в загранах и пустили дальше.
Мы попали во вторую часть холла перед дверьми на платформу. Тут толпились другие желающие попасть в Польшу. Большую часть их составляли лица странной национальности. Все они были чернявые, но под кавказцев подходили лишь некоторые. Некоторые были мужскими компаниями, некоторые семьями с кучей маленьких детей.
Может цыгане? Определить было сложно, да и не было уверенности, что вся эта разношерстная публика вместе. Помимо них было еще несколько человек славянской внешности, которые явно ехали не в первый раз и держались уверенно.
Поданная электричка оказалась тремя вагонами, прицепленными к локомотиву. Внутри обстановка была как в обычных советских электричках, только если у нас обычно 3-проход-3, то тут было 3-проход-2. Также места были пронумерованы и все сели согласно купленным билетам. Отмечу, что при посадке платформу ограждали солдаты, чтобы никто не прошел назад.
В электричке быстро стало душно, дети кричали, молодые парни громко беседовали на непонятном языке. Мы с Тоном выглядели почти как белые вороны. Создавалось ощущение, что нас всех куда-то депортируют.
Пока шли все приготовления, начало рассветать. А, когда мы через двадцать минут неспешной езды через туман, въехали в Польшу, стало уже совсем светло. Тересполь из окна электрички показался аккуратным коттеджным поселком, но все же не производил впечатления нереальной заграницы. Почему-то бросилась в глаза узость соседней ж/д колеи, хотя впоследствии мне не казалось, что на взгляд можно отличить советскую колею от европейской.
Электричка остановилась напротив здания с латинской надписью Terespol, двери открылись и в вагон зашли погранцы. Они были одеты в незнакомую форму и говорили на сложном варианте украинского (видимо, польском). В остальном, обычные чуваки. Довольно медленно они начали проверять салон и сумки. К черным ребятам придирались больше, видимо, они переселялись, а не просто ехали погостить.
Сидевший напротив нас белорус разговорился с отцом одного семейства. Оказалось, что ребята из Грузии! Едут в Польшу за лучшей жизнью. Однако, кто они конкретно по национальности, не уточнялось. Совсем не факт, что грузины.
Наконец, погранцы подошли к нам. На неплохом русском, они спросили у меня цель поездки, количество денег, куда едем и другие дежурные вопросы. Как именно мы хотим добираться до Варшавы, их не заинтересовало, и нас довольно быстро пропустили. Для виду попросили открыть рюкзаки.
На вокзале мы поменяли двадцать евро на злоты в единственном обменнике. Менять больше мы стремались, не ожидая на вокзале хороший курс. Оказалось зря. Найти лучший курс в Варшаве оказалось сложно.
В Тересполе чисто. В Белоруссии конечно тоже чисто, но там просто мусор не валяется повсеместно. А здесь как-то опрятней. Другим большим удивлением было количество велосипедистов и велосипеды. На двух колесах разъезжали все социальные слои, даже бабки в пальто. У каждого подъезда были оборудованы места под байки. Велосипеды у большинства были довольно фиговые, о горных речи не шло. Возможно, потому их часто бросали просто так, ничем не прикрепляя.
Отойдя недалеко от вокзала, мы зашли в местный магазин. Цены на продукты вполне умеренные. Мы взяли по питьевому йогурту и булочке, потратив 7 злот (~70 рублей на двоих). Произношение кассиршей суммы я не понял на слух, хотя языки очень похожи. Пришлось смотреть сумму на кассовом аппарате.
Затем мы довольно быстро прошли до выхода из поселка. Удивило то, что даже в таком маленьком населенном пункте тротуары выложены плиткой, причем эти пешеходные дорожки идут какое-то время и загородом.
Не успел я поднять руку, как почти сразу застопилась машина. Мужик ехал только на 16км, но, решив, что главное начать, мы согласились. Мужик говорил на каком-то странном языке. Понимать его было очень просто, гораздо проще польского, но при этом нельзя сказать, что он говорил по-русски. Видимо, он говорил на своем русском с польским колоритом.
За то небольшое время, что мы с ним ехали, я успел понаблюдать за польской дорогой. Она была всего в две полосы, но с широкими обочинами, куда смещались машины, чтобы пропустить обгоняющего. Разметка была как новая. Главной особенностью были пешеходные переходы со светофорами, которые встречались очень часто, и приближение которых сопровождалось кучей знаков, изменением разметки и бетонным островком безопасности. Деревни попадались очень часто, почти как на трассе М10, только были заметно ухоженней.
В одной из таких деревень мужик сворачивал. Мы же дошли до автобусной остановки и стали стопить дальше. На этой позиции мы тоже простояли недолго. Нас подобрали две тетки до города Била-Подляска. Это опять же было недалеко, но мы поехали. Тетки оказались разговорчивыми. Они быстро выяснили кто мы и откуда, но вот дальше разговор не клеился. Мне было очень сложно понять, что они говорят. Хотя многие слова были понятны, но общий смысл терялся. Тут удачно подключился Тончик. Ему польский давался легче, так как он неплохо знает украинский. Перед городом тетки свернули с трассы и поехали в него. Дорога сразу стала похуже, всё же в Польше далеко не всё идеально. Городок был маленький, мы покружили немного по нему и нас довезли до ... автовокзала, откуда ходят маршрутки до Варшавы.
Вот и первые трудности перевода. Пришлось объяснять, что мы стопщики, и нам надо на трассу. На удивление женщины средних лет ничуть не удивились этому. Только сказали что-то вроде: "что же вы сразу не сказали", и повезли нас на трассу. Пока мне тяжело представить, чтобы в России аналогичные тетеньки нормально относились к автостопу. В Польше же никого такой способ передвижения не удивлял, и никто денег с нас даже не вздумал попросить. Женщина отвезла свою подругу до дома, а затем подкинула нас до трассы.
Как назло тут шел ремонт дороги, видимо, делалась объездная вокруг города. Дорога сужалась, и дорожники организовали реверсивное движение. Это усложняло и без того непростую ситуацию со стопом. Ведь нам приходилось стопить в заметном тумане, да еще и на не самой лучшей позиции. И вот здесь мы зависли. Очень долго никто не останавливался, хотя машины были.
Зато, пока стояли, мы смогли сделать некоторые замечания об отличиях движения в Польше, которые позднее только подтверждались.
Во-первых, очень многие машины были забиты, гораздо больше, чем у нас. Складывалось впечатление, что здесь не принято ездить по одному. Понять поляков можно, бензин здесь недешев. Во-вторых, за рулем много женщин и лиц пожилого возраста. Автомобиль здесь явно не мужская прерогатива. Крутых машин при этом не наблюдалось. Все были среднего уровня, в основном, европейского производства. Наверняка, многие подержанные из Германии.
Многие водители показывали нам различные знаки. В основном, что сворачивают или едут недалеко. Остановилась газелька, но парень понял из нашего спича только слово "Варшава", замотал головой и укатил. Настроение начало опускаться. Погода хреновая, холодно, а тут всего 200 километров до Варшавы доехать не можем. Даже четверть пути еще не осилили.
В итоге нас подобрал какой-то мужик, работающий в компании по транспортным перевозкам. Он нам рассказал, если мы его, конечно, правильно поняли, что лет десять назад он сам стопил. Тогда стоп был проще, потому что люди меньше боялись (чего?). Теперь стало хуже, поэтому надо стопить на заправках. На одной такой заправке он нас и высадил, незадолго до поворота. Попробовали стопить сразу после заправки. Сходу не получилось, зато заметили, что слишком уж много машин поворачивают на следующем перекрестке не туда. К тому же похолодало, пришлось утепляться.
В итоге забили на советы и встали после перекрестка. Тут нас подобрала какая-то тетка, но ехала она только на 7 км. Но мы уже успели замерзнуть и согласились. Через 7км она высадила нас в очередной деревне, представляющей собой ряд домов по обеим сторонам трассы. В ее конце мы опять зависли. Да, не ожидал я таких маленьких скоростей в Европе. Вшивые 200км до Варшавы не можем проехать. Даже сотню еще не проехали. А на завтра план добраться до Праги, до которой еще километров 650 по непонятно какой дороге.
Простояв почти час, и успев подмерзнуть, мы поймали очередную легковушку. Как назло двое парней опять ехали куда-то в сторону, и с нами по пути им было всего 60км. Раньше для меня это было не расстояние, а теперь это оказалось очень крутым, ведь мы, наконец, преодолеем более половины пути.
Разговор с чуваками у нас поначалу не клеился, сказывался языковой барьер. И тут один водитель спросил: "Do you speak English?". Так мы познали радость встречи англоговорящих водителей. Наш уровень знания английского относительно неплох (особенно у Тона), ребята тоже знали его нормально. В результате разговор лился рекой. Мы даже обсудили различные автостопные темы. В частности я завел любимую шарманку про поездку на Байкал. Поляки знали, что такое Байкал, но для них это было что-то недосягаемое, где-то на краю земли. В последствии англоговорящие водители были для нас настоящей радостью, а я практически полюбил этот язык межнационального общения. Также, оказалось, что нашего уровня вполне достаточно для общения на самые разные темы.
За разговором, мы проехали кучу мелких городков с неприятными развязками. Вот уж где бы не хотелось зависнуть. В итоге недалеко от своего поворота в сторону, ребята высадили нас на автобусной остановке посреди трассы, попрощались и уехали. Несмотря на остановку и приличный траффик, место мне не понравилось. Оно находилось на вершине холма, следовательно, машины, едущие на приличной скорости, не успевали остановиться, так как видели нас слишком поздно. Однако на удивление мы уехали отсюда очень быстро. Остановилась большая фура. Водитель возвращался на базу в Минск (маленький городок недалеко от Варшавы). Эх, опять не до конца.
Это был первый дальнобой в моей практике, который разрешил забраться на заднее сиденье в уличной обуви. Также он абсолютно не стремался полиции и забивал даже на ремни безопасности. Водителем был разговорчивый поляк средних лет. Он болтал без перерыва. Говорил он по-польски, но немного знал и русский. В частности, известное русское ругательство, означающее падшую женщину, только последний звук он не смягчал.
Также он активно вставлял польское ругательство "курва". Мне казалось, что мы вполне понимаем друг друга. Однако впоследствии, мы с Тоном обнаружили, что поняли его по разному. Что же он имел ввиду на самом деле, осталось загадкой.
Водитель рассказал нам, что увлекается сбором по лесу следов войны: предметов, оставшихся после второй мировой. Война в Польше была сильной. Здесь, как и в России, до сих пор можно находить оружие, форму и останки погибших. От знакомых мне русских дальнобоев поляк еще отличался наличием навигатора и легкостью управления с ним. Он даже показал нам на нем Прагу и что-то про нее рассказал. Также наш разговор коснулся отличий польского и чешского языков. Ему, как и нам, было смешно, что по-чешски слово "свежий" произносится как "черствый". А вот цифры очень похожи, но в реальном разговоре произносятся совсем не так понятно, как при медленном произношении.
Город Минск мы проехали насквозь. Объездной там не было и в помине. Поэтому мы довольно долго в плотном потоке ехали прямо через центр, считая все светофоры. За городом была какая-то развязка, за ней нас и высадили. До Варшавы оставалось километров 40, поток был очень плотный, но по всей длине стояли знаки "остановка запрещена". В итоге мы дошли до ближайшей остановки, попытались там постопить. В итоге забили и уехали на автобусе за 6 злотых 10 грошей. Не самый лучший поступок для стопщика, но хоть поспали немного в пробках.
Высадили нас на каком-то странном автовокзале посреди рынка. Галдящий и шумный город сразу обступил нас. Варшавский рынок мало отличается от московского. Торгуют преимущественно китайцы и вьетнамцы, кучками ходят негры. Продают какой-то китайский ширпотреб, культуры обслуживания тоже не заметно.
Перед нами сразу встала проблема ориентирования. Языка мы не знали, карты не было, каких-то ориентиров тоже не наблюдалось. Я всё пытался увидеть известную высотку, но то ли из-за тумана, то ли из-за того, что мы были совсем в другом районе, ничего видно не было. Вышли на широкий проспект, по которому туда-сюда сновали современные трамваи, было много народу и машин. Начали ходить по киоскам в поисках карты. Я разработал фразу: "Добрый день. Мапа места е?". Это, на мой взгляд, должно было означать просьбу карты города. Прием сработал, нас понимали и уже в третьем киоске продали карту. И, слава богу, потому что по ней оказалось, что мы совсем не там, где я думал.
С Максом и Настей у нас был уговор: встречаемся или в 14:00 в хостеле, или в 16:00 на площади в старом городе, или в 19:00 в хостеле. На первую встречу мы уже не успевали, поэтому просто решили дойти пешком до старого города, по пути осмотрев современный город.
Варшава печально знаменита тем, что была полностью разрушена во время второй мировой войны. Так называемый старый город - это просто небольшой район в центре, где восстановлены оригинальные здания. Восстановлены они хорошо и с любовью, но все же это маленький район.
Соответственно, в остальном, Варшава должна была представлять обычный советский город. В первом приближении так и есть, но на самом деле столицу Польши нельзя перепутать ни с каким российским городом. Здесь гораздо более современный общественный транспорт. Не просто новый, а с совсем другим дизайном, удобством и т.п. Много велодорожек, лучше ситуация с дорогами и перекрестками.
Автопарк, как и многое другое, среднеклассовый. То есть здесь нельзя встретить безумно (и не очень) крутые машины, как в Москве. Но откровенного хлама вроде автоваза здесь тоже нет. В основном, ездят обычные немецкие иномарки среднего и чуть ниже уровней. Наверняка, многие подержаные, но совсем старых моделей не видно. В общем, основная идея, что денег здесь меньше, чем в России (особенно в Москве), но распределены они более равномерно. Поэтому создается ощущение более высокого уровня жизни. Хотя если сравнивать с Москвой, то не уверен.
Ну и конечно, город заметно чище. Хотя ощущения полноценной Европы не возникает. Когда идешь по городу, создается ощущения смеси России и Европы. А может я просто слишком хорошего мнения о последней.
Погода нас не радовала, низкие плотные облака придавали мрачность. Далекие и высокие здания, особенно местные небоскребы, которые стало видно, как только мы дошли до моста через реку Вислу, были в тумане. Висла стала первой из знаменитых европейских рек, которые нам встретились по пути, и единственной, к которой мы не подошли близко, чтобы потрогать водичку. Впрочем, реки здесь грязные, не лучше, а то и хуже, чем у нас.
Воздух начал потихоньку прогреваться. Начали снимать лишнюю одежду, для чего Тончику пришлось даже слегка оголиться посреди города. До центра дошли быстро. Для нас он начался пешеходной в этот выходной день улицей. Здесь мы начали знакомство с восточно-европейской архитектурой, как религиозной, так и светской.
Тут было полно туристов, даже удивительно для такого нетуристического города. Как я ожидал, кроме стандартных туристов, было много бэкпекеров, которых можно было легко отличить по спортивной одежде и рюкзакам. Но мы выделялись даже на их фоне нашей потертостью.
Рассказывать про города, которые и так уже описаны в миллионах путеводителях, дело неблагодарное. Варшава, на самом деле, представляет небольшой интерес с туристической точки зрения. Больше одного вечера делать тут особенно нечего. Но у нас не было толком даже вечера. 15 минут мы прождали у колонны на площади перед старым городом. Настя с Максом за это время так и не появились, зато почти стемнело.
Решив, что ждать далее бессмысленно, пошли искать в городе обменник. Первый встреченный обменник Western Union крайне не порадовал ужасно плохим курсом. Обходя такие обменники, мы пытались найти приемлемый курс. Однако то ли из-за усталости, то ли из-за несообразительности мы пропахали весь находящийся неподалеку центр города, но так ничего и не нашли. Ломбарды стояли на каждом углу - а вот обменников не было. Если б знали, брали б с собой золото.
В довершение ко всему пошел дождь. Решив более не полагаться на удачу, пошли на вокзал. Он находился недалеко рядом с районом небоскребов. Последние были представлены современными стеклянными зданиями и ... восьмой сталинской высоткой.
Несмотря на часы на башне, сталинский ампир узнавался на 100%. Впрочем, мы, конечно, знали, что эта штука, называемая «палац культуры да науки», здесь стоит. Курс на вокзале хоть и был хуже, чем в Тересполе, но все же до вестернюнионовской обдираловки ему было далеко.
Не теряя времени под дождем, поспешили в хостел. Он находится здесь же в центре в переплетениях улиц. Вообще, все наши телодвижения проходили в довольно небольшом по площади районе Варшавы.
Хостел располагался на четвертом этаже здания и состоял из коридора, нескольких комнат на много человек, душевых и общей кухни. Атмосфера и дизайн мне сразу понравились. Это был первый хостел, в котором мне суждено было побывать. И этот первый опыт был удачный. Девушка за администраторским столиком быстро поселила нас и объяснила все по-английски. Во всех хостелах английский основной язык общения, так как народ здесь собирается молодой и интернациональный.
Впрочем, в этот раз мы ни с кем знакомиться не стали, а пошли сразу в комнату. Нам повезло. Здоровая комната человек на 10 была разделена на две части, соединенные дверью. Наши четыре кровати как раз занимали одну из частей. Мы сложили рюкзаки на пол, ценные вещи запихали в закрывающиеся на ключи шкафчики и пошли в город перекусить. Дождь не радовал, поэтому зашли в Subway напротив хостела. Там сидели у окна и ждали, когда появятся Макс с Настей.
Поужинав, стали ждать их уже на улице. Пока стояли, к нам подходили различные люди, которые пытались что-то спрашивать. С кем-то удалось даже переговорить по-английски, впрочем, ответа на интересующие вопросы мы все равно не знали.
Зато какой-то молодой чувак определил по нашей речи россиян и пообщался с нами на русском.
Настя с Максом появились, когда мы уже собрались уходить гулять. Оказывается, они уже давно тусили в Варшаве, и на встречу в центре пришли всего лишь на 10 минут позже, чем мы ушли. Они были более удачливыми в плане обменника, так как последний водитель подсказал им нужный. Причем, чтобы получить нормальный курс, надо дополнительно сказать, что хотите курс "как в интернет прайс-листе". А иначе он не такой хороший. Вот такая хрень с обменниками в хваленой Европе. Правда, если бы мы знали, что нас ждет в Праге... Но там хотя бы можно списать все на чрезмерную туристичность города.
Мы быстро заселили Макса и Настю в хостел, и пошли вместе гулять по городу. Конечно, было мокро и темно, но не уезжать же из Варшавы без осмотра города. Мы показали им деловой центр со сталинской высоткой, зашли на вокзал и посмотрели прикольный торговый центр, крыша которого сделана как стеклянная волна. Затем пошли в метро. В Варшаве метро небольшое – всего одна ветка, трамваи распространены гораздо больше. Вход преграждают привычные для нас турникеты, а вот билеты покупать надо через абсолютно непривычные и непонятные автоматы. Пока мы с ним разбирались, набралась уже очередь из нетерпеливых местных. Макс купил один билет, но ему дали почему-то два. Видимо, остался с прошлого раза. Настя его взяла, и мы пошли в метро. Мы с Тоном решили ехать зайцами, благо видели, как куча народу обходит турникеты сбоку (никаких следящих теток там и в помине нет). Однако мы ошиблись платформой. Пути были по центру, и было непонятно как перебраться на другую сторону. В итоге пришлось выйти и зайти с другой стороны. Там уже не работал Максовский билет, и не было обхода мимо турникетов. Зато случайный Настин билет оказался безлимитным, и мы все прошли по нему.
Поезда метро ходят реже чем в Москве, а станции стоят чаще. В общем, характерная для Европы ситуация. Мы проехались две остановки и вышли с дальней стороны старого города. После этого под дождем погуляли по нему. Здесь восстановлены узкие улочки, центральная площадь, старинные костелы. Выглядит неплохо, но восстановлен совсем небольшой район. Эта прогулка получилась как введение в районы старых городов Европы.
Промокнув и замерзнув, мы зашли в первое попавшееся заведение, где выпили пивка. Польша не является пивной страной, но пиво здесь уже заметно лучше российского. Но время пивных ресторанов и баров должно было настать в Чехии, а сейчас у нас была просто разминка. Когда мы вышли на улицу, погода уже улучшилась. Оказавшись на узкой улице старого города, мы услышали русскую речь. И не просто речь - двое граждан шли и пели песню на великом и могучем. А прямо сзади к ним тихо подъезжала машина полиции. Мы не стали смотреть окончание истории и пошли в хостел. Без дождя центр выглядел, конечно, лучше. Но мы уже получили представление о Варшаве.
Едя в Европу, мы опасались, что тут будет нереально найти поздно работающие заведения. В западнославянских странах это оказалось не совсем правдой. В центре найти открытые продуктовые магазины и быстропиты реально. Мы накупили в местном KFC какой-то еды и отправились поедать все это в хостел.
Там на кухне произошло последнее событие этого богатого на приключения дня. Мы разговорились с двумя англичанами-путешественниками. Говорили обо всем понемногу, я очередной раз втирал, как ездил на Байкал. Ребята оказались неплохие, ни разу не посмеялись над моим чудовищным английским. Впрочем, недостаток языка я компенсировал настроем, который появился у меня после похода в пивбар.
Перед сном еще успели по очереди посидеть в интернете. Вставать нам надо было рано, так как завтра предстоял длинный по европейским меркам переезд в Прагу. После сегодняшних злоключений на трассе было даже как-то стремновато. Макс с Настей хоть доехали быстрее, но все равно несравнимо с российскими скоростями.
Зато у нас был союзник в борьбе за время для сна – это осенний перевод часов, который выкраивал нам лишние 60 минут времени. Встали мы часов в 7, помылись, собрались и двинули в путь. Несмотря на воксресный день, город с утра уже жил. Европа, вообще, просыпается раньше России. В 7-8 утра здесь уже большинство на ногах. На трамвае мы доехали до края города, позавтракали на остановке, а потом отъехали на автобусе еще загород, как советовал нам интернет. За проезд мы платили не всегда, так как разобраться с местными билетами непросто, а никаких кондукторов не существует. Как заставить себя купить билет, если ты не понимаешь какой тебе нужен и как его купить, а нужный автобус, да еще и без кондуктора, уже уезжает?
День второй.
Низкие жилые дома тянулись вдоль дороги. Толщина поселения была небольшой, за домами виднелись поля, промышленные и складские помещения. В сторону города была эстакада, за которой находилось несколько огромных гипермаркетов. По мосту почти без перерыва в обе стороны ехало очень много машин.
Мы с Тончиком стояли на автобусной остановке и стопили. Периодически приходили местные поляки; долго, иногда до получаса ждали автобуса, и уезжали. К нам никто не подходил. Макс с Настей после безуспешного стопа на нашей остановке ушли стоять дальше. Они потихоньку отходили, пока, наконец, мы не перестали их различать. А может их кто-то подобрал? Мы не знали точно, а тратить деньги на бесполезные смски не хотелось. Как уже можно понять, стояли мы долго. Очень долго, часа три.
Таблички, представлявшие собой листочки A4 с написанными черным маркером названиями: Wroclaw, Praha, E67 – не помогали. Да и непонятно было, читает ли их кто-нибудь, или хотя бы может прочитать. Не сказать, что машины ехали очень быстро, зато плотно. Дальнобоев не было, все больше пенсионеры, да забитые под завязку "семейные" автомобили. Это, конечно, были не наши клиенты.
Поначалу мы решили стоять до 11. Это далось нам не без труда. Рука быстро уставала, мы менялись. Унылость нашего положения (хоть бы кто остановился хотя бы поговорить) угнетала. Да и туманная погода, благодаря которой мы все еще не видели польского солнца, не радовала. Наступило 11, по моему плану надо было забивать и ехать в город на автовокзал. Но Тон настоял постопить еще.
Это решение предопределило нашу судьбу на два дня. Точнее это и следующее: когда остановился мужик и предложил провезти на 50 км, мы согласились. Мужик хорошо знал английский, имел бизнес по продаже сигар. Он рассказал нам, как в студенчестве ездил в Россию. Ему там понравилось. Впрочем, сейчас Россия сильно изменилась. Мужик сказал, что нам стоит попытаться стопить на бензоколонках, так как на трассе люди боятся брать незнакомых парней. Также советовал нам кататься на автобусах, которые не должны быть дорогими. Что меня порадовало, так это то, что этот мужик, как и многие другие наши попутчики нормально относились к нашему желанию бюджетно путешествовать и старались помочь хотя бы советом.
Из интересных фактов мужик рассказал нам, что через неделю будет большой религиозный праздник, когда все едут на кладбища, поэтому в этот день (было воскресенье) все тоже едут на кладбища и наводят порядок. Важным с религиозной точки зрения является город Ченстохова. Туда многие едут. Туда же нам советовал ехать мужик на автовокзал.
Через 50 км он нас высадил на бензоколонке. Потупив там и так и не рискнув, повписываться в тачки, пошли стопить на трассу дальше. Стоп опять не ладился. Было стремно. Время приближалось к часу, а мы почти не уехали никуда. В итоге, преодолев врожденную скромность, я, а затем и Тон, начали просить чуваков на бензоколонке подвезти нас дальше. Объясниться с нами им было трудно. Многие советовали ехать стопом, многие говорили, что едут не туда. Откровенно не посылали, но большой любви я тоже не заметил.
В итоге застопили тачку по старинке на трассе. Молодые девушка и парень ехали в Лодзь, то есть с нами им было совсем немного по пути. Зато они оказались англоговорящими, а девушка даже была бывшей стопщицей. Она нам рассказала немного про свои приключения, про стоп в Прагу. Мы пытались допытаться у нее, нормально ли что мы стоим так долго каждый раз. Она сказала, что обычно уезжает за полчаса, но однажды под Вероной (Италия) стояла целых восемь часов. Высадили они нас в довольно безлюдном месте у какой-то развязки в поле. Вдалеке виднелись строения, может быть город.
Мы продолжили стопить. Место было стремное: крутой широкий поворот, быстрая трасса. Учитывая наш неудачный предыдущий стоп, здесь мы стояли не так уж и долго. Не сильно больше получаса. Взял нас молодой парень Витек(Витэк) на трехдверной шкоде. Он хорошо говорил по-английски (сегодня нам везло на англоговорящих). С ним мы уехали в Катовице. Для этого нам пришлось мчаться с ним на большой скорости почти два часа. Водил Витек очень лихо. Левую ногу (а машина с механической коробкой передач) он ставил на подставку в двери, поднимая коленку к голове. Левой рукой он набирал смски на этой самой коленке, правой рукой вел, правой ногой жал на газ. При этом он болтал с нами, периодически глядя на дорогу. Ехали мы со скоростью 180км/ч, лихо обгоняя попутные машины.
Витек был журналистом из Катовице – городе на юге Польши недалеко от Кракова. В Варшаве он тоже часто работал. Узнав, что он журналист, я слегка потерял к нему доверие. Но потом он рассказал, что сам объездил стопом всю Европу с палаткой. Так что, в общем, наш человек. Витек был очень разговорчивым. За два часа мы успели с ним обсудить кучу вещей. Отношения Польши и России, жизнь у них и у нас, наше отношение к Путину и т.п., польские достопримечательности, путешествия.
С ним мы пытались разработать нам маршрут получше. Катовице, куда мы ехали теперь, было совсем не по пути. Зато оттуда до Вроцлава шло быстрое шоссе, а Вроцлав – это крупный польский город на полпути в Прагу от Варшавы. Катовице, как оказалось, тоже немаленький город. Вокруг него расположено множество близких промышленных городишек. Скоро всё это собираются официально объединить в один город – Силезию, которая станет самым крупным по населению городом в Польше – 4 миллиона жителей.
В общем, ехали мы весело и интересно. Витек звонил несколько раз своим друзьям по телефону. Из его разговоров, мы узнали, что автостопщики по-польски - автостоповичи. Также Витек рассказал нам про обычную жизнь в Польше много нового, пересказать всю информацию не возьмусь.
Ближе к Катовице облака разошлись, и мы впервые увидели польское солнце. Вместе с солнцем на дороге появились... проститутки. В течение нескольких десятках километров они равномерно стояли с двух сторон трассы. Мы реально удивились такому повороту событий, а Витек с удовольствием обсудил с нами и этот аспект жизни.
В Катовице мы въехали в районе четырех вечера. К сожалению, солнце садилось уже около пяти, поэтому времени стопить практически не оставалось. Витек объехал с нами 2 автовокзала и ж/д вокзал. Везде он сам быстро ходил и узнавал для нас варианты уезда. Меня удивило, что в Польше можно быстро все узнать, Витек нигде не задерживался больше минуты. Однако результаты были нерадостные. Автобус шел только завтра с утра, а вечерний поезд в Прагу стоил 70 евро на человека. Переночевать у Витека тоже не получалось, у него были проблемы с девушкой, с которой он проживал.
В итоге он вывез нас на трассу в сторону Вроцлава, дал нам свой телефон. Сказал, что если не уедем, то что-нибудь придумает. В крайнем случае сядем на поезд. В общем, Витек оказался крутым чуваком. Жаль, на номер телефона, что он нам дал, мы так и не смогли дозвониться.
Итак, пять вечера, смеркается, мы стоим у бокового выезда из города. За забором шоссе, где стопить запрещено, и где с большой скоростью мчатся многочисленные машины. Около нас же сплошной локал, все сворачивают в город. Но места лучше нет, и мы потихоньку бредем вперед, вяло стопя. Машины, выезжающие с боков, чуть не сбивают нас.
И вдруг, одна из них останавливается. Какой-то дед готов везти нас до Ополе, что на полпути до Вроцлава. Была – не была. Мы сели и поехали. Очень скоро стало совсем темно. Скоростная трасса была забита траффиком. Мы даже попали в какую-то пробку на ремонте дороги. Дедок не знал английского, не знал русского (хотя думал, что немного знает). Это не мешало ему весело и непринужденно, что-то втирать нам. Я его не слушал, так как сидел сзади. А Тончик участвовал в разговоре, вставлял свои замечания. Я удивлялся, как он что-то понимает в разговоре. Сам я просто тупо улыбался, когда водитель после очередной своей шутки, смеясь, оборачивался ко мне. Позже выяснилось, что Тон ничего не понимал практически, как и я.
Через какое-то время водитель сказал нам что-то в стиле того, что стопить на шоссе нельзя, а последняя стоянка для машин перед городом здесь. В итоге, он свернул на специальную стоянку, одну из тех, что расставлены для отдыха через каждые сколько-то километров, и уехал. До Вроцлава оставалось больше сотни километров. Было не поздно, но уже совсем темно. К тому же ударил морозец, и перспектива ночевать в лесу или на поле нам не нравилась.
Выйдя на трассу, мы быстро поняли, что это гиблое дело. Темнота, легкий туман, большие скорости - поймать кого-то было тяжело. Зато к этому времени нам стало уже на все пофиг, и мы стали впрашиваться во все машины подряд, которые останавливались на стоянке. Половина из них была забита под завязку, но и остальные не спешили нас брать. Общались мы опять на ломаном языке, так что сложно назвать причину отказа. Подозреваю, что все ехали не туда. Попытались вписаться к украинском дальнобойщику, с ним то мы смогли нормально изъясниться. Но он ехал в Чехию, да к тому же не в сторону Праги, так что не получилось.
Зато сразу после вписались к какому-то поляку, который понимал по-английски и ехал во Вроцлав один. Он взял нас и проехал сто километров, не говоря ни слова. В самом городе довез до центра, показал, где автовокзал, а где обычный вокзал. Такой вот первый опыт вписки на стоянке.
К этому времени Настя с Максом, которые были уже почти в Праге, писали нам, что после Вроцлава стоп очень фиговый. Казалось бы, куда хуже. Мы проехали полпути из намеченных на сегодня, хоть и с большим крюком через Катовице. Впрочем, стопить ночью не хотелось, и мы пошли на автовокзал.
Автовокзал Вроцлава занимал приличную площадь. Довольно много людей и автобусов, все куда-то едут. Однако ближайший маршрут в Прагу был только на следующий день, да еще и в четыре часа дня. Такой вариант нас не устраивал, и мы пошли на ж/д вокзал, который находился через дорогу. Вокзал Вроцлава не сильно отличался от российских собратьев. Бомжи и милиция здесь многочисленны. Мы никак не могли понять, где международные кассы и пришлось спрашивать местную девушку. Вообще, неплохое занятие смотреть на толпу и пытаться угадать человека, который с наибольшей вероятностью владеет английским. Наш рецепт был – молодые люди от 20 до 30 лет приличного вида, лучше с аккуратным туристическим рюкзаком. В кассах нам сказали, что ближайший поезд в шесть утра, и прибывает в Прагу он уже к полудню. Цену точно не помню, вроде бы она была в районе 40 евро с человека.
Мы поняли, что в Европе не бывает, или бывает очень редко понятие "все билеты проданы". На поездах, уходящих через несколько часов, всегда были свободные места. Поэтому мы решили погулять ночью в городе и к утру решить, что же нам делать. Пока решений виделось два: уезжать поездом или все же добираться стопом. Мы поужинали в Макдаке на вокзале – искать что-то лучше не было сил и желания, купили карту города в ларьке и пошли в центр.
Вроцлав – старинный город, бывшая столица Силезии и ныне третий город в Польше, да еще и рядом с Чехией. Водительские рассказы также говорили нам, что здесь должно быть, что посмотреть. Вот только опять было мокро и темно. Видимо, нам было суждено запомнить польские города в ночное время суток.
От вокзала до центра Вроцлава идти совсем близко. Народ на улицах еще был, даже какие-то туристы с рюкзаками. Почти сразу мы обнаружили прикольный памятник – пешеходы, уходящие под землю с одной стороны от дороги и выходящие из нее с другой.
У Вроцлава оказался красивый старинный центр. Все как положено: узкие улочки, старые здания, высокие костелы. На центральной площади у ратуши мы зашли в бар. Он был совсем небольшим, пара девушек официанток, несколько мужиков у стойки, да пара столиков сзади. Девушки попросили нас показать ID, чтобы проверить наш возраст. После чего продали нам пива. Мы сели у дальнего столика и отдохнули. К этому времени мы уже решили, что надо доделывать вещи до конца и добраться таки стопом до Праги.
В районе полуночи мы вышли из бара и продолжили прогулку по городу. Количество людей на улицах быстро сократилось, и скоро уже практически никого не было. Мы быстро оценили красоту города. В отличие от Варшавы центр хорошо сохранился. Не один маленький уголок, а целые районы, расположенные по обоим берегам Одера – местной реки.
Некоторые здания на набережной неплохо подсвечивались, из-за чего нам даже удалось их сфотографировать. Одер – вторая известная европейская река, которую мы увидели по дороге. В этот раз мы все же потрогали водичку – оказалась довольно мутной и грязной. Прямо посреди города находится старинная плотина и шлюзы.
Дождь кончился, и гулять стало приятнее. Самый запоминающимся зданием стал, как и положена, главная достопримечательность города – огромный собор с двумя высоченными башнями. Вблизи туманной ночью они казались просто громадными. Около собора был неплохой райончик узких улочек, по которым мы гуляли в полном одиночестве из-за того, что время приближалось к двум часам ночи.
После осмотра собора двинули обратно на вокзал, все-таки хотелось еще немного поспать. В центральном зале вокзале на скамейках посередине спали гурьбой местные бомжи, издававшие ужасный запах. Их собратья ютились и в других местах, но полиция их не трогала. Мы пошли в специальный зал ожидания. Это оказалась маленькая комната с рядами железных сидений вдоль стен – прямо как в России. В комнатке находился смотритель, но никаких билетов у нас он не попросил. Видимо, нашего относительно приличного вида было ему достаточно. В зале ожидания в скрюченных позах ожидали своих поездов местные – зачастую вполне приличные люди. Мы заняли два сиденья с тем, чтобы поспать часа три до утра. Рюкзак я положил на пол, ноги просунул в лямки, чтобы не утащили, склонил голову к коленям и заснул. Спал я, естественно, плохо, часто просыпался и менял положение тела.
Ближе к 6 утра мы окончательно проснулись и двинули к выезду из города. Проехали немного бесплатно на трамвае, но большую часть пути прошли пешком, так что до объездной потратили почти час. По пути наблюдали малоэтажную застройку, составляющую большинство города, парк Победы с советскими танками на постаментах и район мегамоллов у объездной. Постепенно взошло солнце и сквозь плотные облака осветило города. Так начинался наш третий день упорного автостопного путешествия.
День третий.
В польских городах и даже деревнях везде были тротуары вдоль дорог. Даже в пунктах, состоящих из трех домов, они были уложены плиткой. А вот на выходе из третьего по величине города Польши – Вроцлава – не было даже обочины. Мы шли под моросящим дождем за ограждениями, периодически перелезая через них, когда идти дальше по какой-либо из сторон становилось невозможным. Напротив нас находился огромный Ашан и еще какой-то молл, на котором было крупно написано 80 sklepov, т.е. 80 магазинов.
К 7 утра мыдошли до объездной. За ней начинались одноэтажные пригороды, на остановке одного из которых мы и встали. Стопили долго, с табличкой и без. Поток был сильный. В обратную сторону он был еще сильнее, так как понедельник утро, все на работу в город. Через час с небольшим из машины, ехавшей в город, высунулся мужик и посоветовал нам пройти дальше. Там должна была быть бензозаправка, если мы его правильно поняли. Однако мы прошли весь пригород, вышли в поля, а колонки так и не было. Может поехать обратно и уехать на автобусе в 16 часов? Тем более уже почти 10. Что-то я не излучал позитива в этот раз. Зато Тон был настроен гораздо боевее.
В наши планы вмешался деревенский микроавтобус, согласившийся нас подвезти. Я понял, что поедем километров на 70, а оказалось на 7. Усатый деревенский водитель говорил только по-польски, зато угостил нас яблоками. В итоге мы оказались уже не во Вроцлаве, но место было не лучшее. Я уже начал строить планы по возвращению в город, но тут мы долго не стояли - уехали быстро.
Следующий водитель был пожилым неразговорчивым человеком. Он провез нас километров 40. После бессонной ночи Тон кивал носом на переднем сиденье, а я смотрел по сторонам. Обещанные горы еще не начинались. Вокруг простирались деревенские пейзажи: поля, леса, домики. Погода-то становилось солнечной, то угрюмой. Когда нас высадили на остановке в каком-то поселке, она как раз стала плохой, и пошел дождь.
Но здесь мы сразу застопили легковушку скорой помощи, и уехали от дождя еще на 7 километров. Продвигались мы не густо, зато теперь не было и речи о возвращении во Вроцлав. В новом месте трасса раздваивалась. Одна дорога шла в какой-то местный город, другая в объезд. На развилке находилась бензозаправка. Тут мы перекусили. Дальше нам опять не хватило смелости впрашиваться в машины. Видимо, чтобы ее хватало, нам надо дойти до крайнего положения, как вчера вечером. Справедливости ради отмечу, что подавляющее большинсто машин были польскими, и явно в Чехию не собирались.
Пошли опять на трассу – безуспешно. Опять на колонку – не хватило смелости. Так ходили туда-сюда. В итоге Тон все-таки поговорил с дальнобойщиками, они подтвердили, что дорога в Чехию, туда, куда мы стопим. Однако сами они ехали в другую сторону. Стало грустно. Вместо плановых гуляний по Праге, мы застряли в деревенской провинциальной Польше. С целью изменить обстановочку пошли вперед.
Трасса оказалась не совсем объездной, реально она проходила близко к центру городка. Центр его располагался на холме. Там стоял довольно большой и красивый католический костел. Рядом были живописные домики. Неплохо, подумал я, красивые места в такой жопе.
На перекрестке нам остановилось местное чудо автопрома. Это была машина, похожая на нашу Оку размерами, и примерно такая же по другим характеристикам. Главное отличие, что выпускались они здесь раньше, чем у нас. Кто-то из водителей рассказывал, что такими машинами Польша смогла массово посадить деревню за руль. Мы их могли наблюдать еще с Тересполя, но застопили только сейчас.
Деревенский водитель ехал до Клодзко. Это еще почти 40 километров. Машина, надрываясь на подъемах, несла нас вперед по узкой трассе. Вот здесь действительно начались горы. Не Кавказ, конечно, но все равно красиво. Моему удивлению и восхищению не было предела. Многие мелкие населенные пункты по пути были очень красивы. Особенно запомнилось местечко Бобожов. Оно расположено между горами, поросшими разноцветным в это время года лесом. В центре находится удивительной красоты большой храм с безумно живописными домиками вокруг него. Неровность рельефа, заставляющая домики возвышаться друг на другом, придает городку особенную красоту.
Не знаю, везде ли здесь так, или это все же курортные места, но этот участок пути стал для меня главным открытием путешествия. Про Прагу всем всё известно. А ехать в глухой никому не нужной провинции и открывать для себя красивейшие места – вот это действительно круто. Сразу стало веселее, а тут и погода разгулялась, точнее мы выехали в ее разгулявшуюся часть.
За поворотом на Клодзко стояли недолго, быстро поймали крутой джип. К сожалению, только на 10км. За рулем сидела женщина средних лет. По-английски она не говорила, зато почти сразу заявила нам: "я понимаю, что вы говорите по-русски". Язык она, впрочем, знала не очень хорошо, да и времени поговорить не было. Я успел выяснить только, что местные горы называются Судеты.
Высадила она нас в какой-то деревеньке, из которой мы также быстро застопили машину еще на 10км. На этот раз за рулем сидел чувак, который не говорил ни на каком известном нам языке. Тем не менее он был разговорчив в принципе, и мы даже успели что-то обсудить на смеси языков. Этот чувак высадил нас в очередном мелком городке в 15км от границы. Отсюда до границы уже ходили автобусы, но мы, перекусив на остановке, решили, что доберемся и так.
Стоять на остановке нам скоро наскучило, и мы пошли в горы.
Дорога была стремная. Узкая, кривая, с большими уклонами и узкими обочинами. Фурам остановиться было просто негде, да и легковушкам не сильно проще. Горы здесь были довольно высоки, украшал их разноцветный лес на склонах и туманные облачка. Все-таки чувствовалось, что здесь холоднее, чем на равнине. В некоторых углублениях лежали остатки сугробов, которые, видимо, не растаяли даже летом.
Бесплодно пройдя пару километров, мы поняли, что 15км – не так уж и мало, тем более в горах. Застопить ничего не удавалось. В итоге мы сели в автобус до совсем уж приграничного городка. Наверное, это всё же деревенька, но здешние польские деревни совсем не похожи на наши. Их всё больше хочется назвать именно городками. Застройка преимущественно коттеджная, но есть и центр с относительно большими старыми зданиями и брусчаткой. Водитель автобуса, как мог, объяснил нам, как идти на границу, сказав, что осталось еще километра три. Впрочем, с гор мы спустились, поэтому стопить стало легче. Сразу стало больше машин с чешскими номерами, что радовало. Скоро показалась заправка BP, на которой мы решили попытать счастья. Машин было немного, многие стояли припаркованные и пустые. Однако в одной довольно старой иномарке сидели два мужика. Тон начал переговоры. Из машины вышел мужик, сидевший рядом с водителем. Он был среднего возраста, но уже седой. Он взял карту, что-то показывал и объяснял. При этом он курил странного вида сигаретку. Мы не очень понимали, и все пытались объяснить, что хотим. В итоге, он махнул рукой и сказал нам садиться. Вдвоем с водителем они перекидали кучу хлама с заднего сиденья в багажник, и мы сели. Как-то сразу выяснилось, что седой мужик хорошо говорит по-русски. Теперь он уже сумел с нами объясниться и расспросить, кто же мы такие. Сами ребята были довольно странного вида, они оба были одеты одинаково, грязно и слегка запущено. Мужик, знавший русский сказал, что отвезут нас в Чехию и высадят сразу за каким-то городом после границы.
Он успел обсудить с нами туризм, Прагу и еще какие-то вещи. По-русски говорил он хорошо, то есть не путал даже окончания. Однако, говорил очень медленно, как обычно изображают эстонцев в анекдотах. То ли вспоминал слова, то ли... Обсудив с нами, пивные особенности Чехии, мужик сказал наиболее запомнившуюся фразу всего путешествия, которую конечно надо произносить с его неповторимым акцентом, интонацией и медлительностью. "Если вы нас спросите, есть ли у нас марихуана, мы вам ответим – да, есть". Это сразу объяснило многое, в том числе то, что ребята слегка стремались ментов на границе. К счастью, их не остановили, граница оказалась действительно прозрачной.
Как и обещали, они высадили нас на заправке около трассы. До Праги было еще около ста километров. Когда ребята уезжали, я наконец оценил, что это были просто хиппари. Солнце начинало садиться. Мы попробовали вписаться в какую-то машину. Молодой парень офигел, что с ним общатся по-английски и с широкой улыбкой, но грустным голосом сообщил, что едет только на 10км. Что же здесь все так недалеко ездят?!
Трасса была широкая и быстрая, но мы довольно скоро застопили машину с англоговорящим чуваком до города Градец-Кралове. Он говорил по телефону и довольно скоро свернул с трассы куда-то не туда. Мы некоторое время ехали через какие-то поселки. Наконец, он закончил разговаривать, и мы сообщили ему, что нам вообще-то в Прагу. Он сразу засуетился, сказал, что в Градец проще ехать так, а в Прагу так не проехать. В итоге он вывез нас на какое-то шоссе и высадил там.
Шоссе было широким, но абсолютно безлюдным. Складывалось ощущение, что здесь просто ремонт, и все машины объезжают. Мы спросили каких-то старичков, они подтвердили, что это дорога на Прагу. Но одна машина в две минуты не радовала нас. И уже начинало казаться, что мы таки попали в конкретную жопу, без понимания, где мы на карте и как нам отсюда выбираться, как нам повезло. Повезло – так повезло.
Остановилась неплохая Volvo с красивой девушкой за рулем. Она ехала в Прагу (вот удача), хорошо говорила по-английски (вообще супер) и согласилась нас подвезти. Нас обоих она почему-то посадила на заднее сиденье, но не все ли равно. Мы наконец-то ехали в Прагу, а ведь еще даже солнце не село.
Вначале оно довольно долгое время болтала по телефону. Мы смогли оценить отличия чешского языка. От польского языка отличается отсутствием "пшеканья", а также еще большей непонятливостью. То есть, если по-польски были понятны многие слова, а иногда даже предложения. То тут даже слов нельзя было понять, только складывалось ощущение, что язык славянский.
Первым делом, я решил, что девушка является дочкой какого-нибудь местного богатея, но на деле все оказалось совсем не так. Девушка работала в какой-то крупной транспортной компании на хорошей должности, самостоятельно много ездила по работе по всей Европе. Она была замужем за каким-то футболистом, который сейчас выступал в Польше. С ним она соответственно еще и много меняла места жительства, а родом она была из чешского города Либерец. Девушка явно получила хорошее образование, поэтому говорить с ней было достаточно легко, и мы успели обсудить много вещей. Водила она тоже умело. Когда мы выехали на скоростную автостраду (до 130км/ч), она удостоверилась, что мы пристегнулись, после чего втопила педаль газа до 200км/ч. Я впервые видел на спидометре такие показания (предыдущий рекорд в 180км/ч был у Витека). Пейзажи за окном замелькали, как калейдоскоп. Впрочем, здесь нас, наконец, отрубило, и заметную часть пути до Праги мы проспали.
Проснулись уже на подъезде к городу. Девушка дала мне свой рабочий телефон, и я позвонил Максу на его только что оформленный чешский номер. Они с Настей выезжали в это время в Карловы Вары, поэтому нам приходилось заселяться самим, хотя у нас не было даже карты. Обсудив с ним все детали, договорились встретиться в хостеле уже поздним вечером.
Прага оказалась здоровым городом. Мы долго плутали с девушкой по всевозможным объездным. Успели постоять в пробке и обсудить еще кучу вещей, в частности чешскую кухню и какие-то рестораны. Впрочем, она явно питалась в чем-то небюджетном. Вокруг Праги мы нарезали круги так долго, что успели увидеть панораму центра с какого-то холма в лучах заката, а высадили нас уже в полной темноте. Мы поблагодали девушку и попрощались.
Ну вот мы были в Праге. Правда, вокруг были какие-то невзрачные районы, да автобусная остановка. В хорошем и бодром настроении я подошел к первому попавшемуся молодому парню и спросил, как доехать до метро. Английский он знал скверно, хотя вопрос с третьего раза понял. Объяснить, однако, толком не сумел, махнул рукой и жестом показал следовать за ним. Он отвел нас на другую остановку, показал в списке маршрутов нужный нам и даже подождал, пока он не подойдет. Во время ожидания мне кое-как удалось выяснить, что он работает системным администратором. Сам же чувак реально удивился, услышав, что мы из России. Подошел автобус, мы сели и покатили с радостным чувством "мы сделали это".
Однако радоваться было рано. У нас не было билетов, не было местных денег, не было карты города, мы были голодными. В довершении ко всему надо было заселяться в хостел, от которого мы знали только адрес, а Макс с Настей были в Карловых Варах. Из автобуса мы вышли у одной из окраинных станций метро. Попытались найти обменник. Народу было много, но деньги они явно меняли не часто. Поэтому поехали в центр зайцем на ближайшую к хостелу станцию. Пражское метро состоит из трех веток и полностью лишено турникетов и других врагов общества. Штрафы за безбилетный проезд большие, но контроллеры ходят крайне редко.
Центр города встретил нас старинными зданиями, туристами и узкими улицами. Мы забили на хостел и начали рандомно искать обменник. Опрашивали местных и туристов, знающих английский. Впрочем, в центре Праги найти обменник не проблема. Но сказать, что все они мошеннические – это не сказать ничего. Нормальный курс находился на уровне 25 крон за евро. В обменниках он мог достигать 17 крон, т.е. на треть меньше. Обменники зазывали огромными надписями "Без комиссии" и красивыми крупными цифрами курсов. Но при близком рассмотрении оказывалось, что эта цена продажи, а не покупки, или нормальная цена начинается от тысячи евро. Для нормальных же сумм - все те же 17-20 крон. Мы просто офигевали от такого. В итоге, правда, напоролись сами. Привыкнув к вездесущим надписям "Без комиссии", мы обратили внимания только на нормальный курс. В итоге – чуть ли не 40 крон комиссия при получении 500. Зато после этого мы поняли, как надо действовать. Алгоритм всегда один. Даже если тебя устраивает написанный курс, надо спрашивать, сколько конкретно я получу за такую сумму (ну или бумажку показывать). Отвечают всегда правильно.
К этому времени мы были уже на Вацлавской площади практически в самом центре Праги. Тут было полно туристов, отелей, ресторанчиков и т.п. Часто была слышна русская речь. Нам же все это было пофигу. Цены на карты города нас не устроили, и мы решили, что дойдем и так, а у Макса была карта, доставшаяся мне от родителей. Разбираться, где подешевле поужинать, не хотелось. Поэтому мы решили перекусить в быстропитном Subway. А зря, нас опять обманули. За два здоровых бутерброда и две колы с нас взяли больше 400 крон на двоих. Я даже офигел и переспросил цену. Это при том, что в нормальном заведении с нормальной чешской едой можно запросто поесть за 250 на двоих. Все-таки, к сожалению, не сразу привыкаешь к новым цифрам цен.
Поужинав, мы отправились в хостел. Для этого взглянули на продающуюся карту и запомнили маршрут похода. Однако через двадцать минут вышли к реке, то есть явно не туда. К счастью, я помнил карту, посмотренную мной еще в Москве, и по памяти довел нас до хостела. По пути мы успели посмотреть красивую ночную Прагу.
В хостеле нас довольно быстро разместили. Пражский хостел был намного больше варшавского. Здесь было четыре этажа, на каждом холл и несколько комнат. На этаже было два душа и два туалета. Нам досталась комната с двумя двухъярусными кроватями, то есть жили мы своей компанией. Кинув вещи, мы быстро легли на свободные от вещей койки и тут же уснули. Мы думали Макс с Настей нас разбудят, когда приедут, и мы вместе потусим. Однако, они не стали этого делать, а сами мы после такого насыщенного дня, конечно же, не встали. Так что разговоры переносились на следующий день.
Вот теперь уже точно закончилось наши скитания по Польше и Чехии. Целых три дня нам понадобилось для того, чтобы доехать от Бреста до Праги. Плотность интересных событий, происшествий и впечатлений за это время зашкаливала. А вот дальше пошел простой туристический отдых.
Автостопное путешествие в Чехию |
|