Путешествия Владимира Кононова
Автостопом в Беларусь.
Дата: 9-12 апреля 2009 года.
Участники: Владимир Кононов, Михаил Чайкун.
Рассказ.
В этом году нам долго не удавалось начать новый сезон поездок и путешествий. За первые три месяца мы съездили только в Псков. Окончательно устав от нудных московских будней и холодной снежной весны, я и Чай, наконец, нашли время для очередной поездки. По нескольким причинам целью была выбрана Белоруссия. Во-первых, мы одно время собирались съездить в Минск на Отрыв (белорусский аналог Бегущего Города), но в итоге не получилось. Во-вторых, за 4 выкроенных дня далеко не уедешь. В-третьих, это все же другая страна, где я ни разу до этого не был, да еще безвизовая и недорогая. Способом передвижения был выбран автостоп – наше новое увлечение. Он бюджетен и насыщен приключениями. К тому же в августе мы собирались ехать на Байкал, и Белоруссию можно было рассматривать как первую тренировку.
Итак, времени у нас было четыре дня. Из более-менее ясных планов только посещение Минска. В остальном – как пойдет. Из городов, куда можно было бы заехать, мы отобрали Бобруйск, Витебск, Полоцк, Мир, Несвиж и Брест. Понятно, что везде побывать, было нереально, да и строить четкие планы для автостопного путешествия – неблагодарное занятие. Поэтому решили, что доедем до Белоруссии, а там – как пойдет. Вписки мы искать не стали, ограничились взятой у Илюхи палаткой, спальниками и горелкой с газом.
Наше путешествие началось со станции Кунцевская, откуда мы на электричке уехали в город Кубинка. Там трасса М1 (Москва – Брест) близко подходит к железной дороге. Пройдя где-то километр от станции по узкой улице между унылыми малоэтажными коробками, мы очутились на стартовой позиции. Важный для меня момент стопа первой машины наступил очень быстро: мы поймали быструю трехдверную иномарку до поворота на Можайск. На заднем сиденье мне ничего не было слышно из-за шума, поэтому беседу вел Чай. Впрочем, продлилась она недолго – меньше чем через час мы уже стопили дальше.
Вторая машина тоже не заставила себя долго ждать. Нас подобрал реаниматолог из Москвы, который ехал на Ниве на охоту куда-то под Сычевку, что в Смоленской области. С ним разговор получился долгим и интересным. Нет смысла и возможности пересказывать его целиком. Достаточно упомянуть, что он работает в реанимации для ВИЧ-инфицированных, служил в Афганистане, увлекается охотой и историей ВОВ. Довезти нас он был должен до Вязьмы, дальше его путь сворачивал с трассы. Но километров за тридцать у него разрядился аккумулятор, и мы остановились в чистом поле. Водитель позвонил своим друзьям, и они обещали подъехать и помочь. Мы же с Чаем отошли на сто метров и стали стопить дальше.
Место было неудачное: длинный прямой отрезок трассы длиной в несколько километров. Машины здесь неслись с огромной скоростью. Тут мы увидели, как наш водитель тоже вышел на трассу и начал голосовать тросом. Не прошло и пяти минут, как его подобрала грузовая газелька, и они проехали мимо нас, помахав руками. Через некоторое время и нам удалось застопить разбитую тройку, водитель которой предложил подвезти несколько километров до остановки. С текущего места надо было сваливать, поэтому мы согласились. Водитель наш был азербайджанец из Баку, который живет в деревне в Смоленской области, нигде не работает, держит свое хозяйство и забесплатно подвез автостопщиков. Мир слегка перевернулся в моей голове. До сих пор не могу понять, чем вести хозяйство в Смоленской области лучше, чем в Азербайджане.
Высадил он нас километров через пятнадцать на автобусной остановке. Тут мы встретили местную тетку-конкурентку и первую за сегодняшний день машину, которая отказалась везти нас бесплатно. Не знаю насколько это характерно, но машина была с московскими номерами. Тетка уехала раньше нас, что, впрочем, неудивительно. Мы остались стоять вдвоем, сдуваемые ветром от проходящих мимо фур. Глядя на их поток, я сказал: «Ну, фуру мы сегодня точно не застопим». И следующая фура тут же остановилась. Белорусский дальнобойщик возвращался домой в Витебск. Это был первый белорусский водитель, который нас подвозил. Для меня же это была еще и первая поездка на дальнобойной фуре в жизни.
Водитель рассказал нам про работу, поездки по Европе (а доезжал он и до Франции с Италией) и просто про жизнь. Он сказал нам, что жизнь в Белоруссии не отличается принципиально от жизни в России. В тот момент мы не догадывались, насколько спорным будет это утверждение всю оставшуюся поездку. Что меня поразило – так это количество предприимчивых сотрудников Смоленского ГИББД, расположившихся на трассе. Не сильно совру, если скажу, что так называемые на дальнобойщицком сленге «машинки» стояли через каждые десять километров. Нас спасали только радиопередатчики, посредством которых дальнобои общаются между собой, подсказывая встречным расположение «машинок».
Смоленск трасса обходит стороной. После него есть развязка с поворотом на Витебск с основной трассы. Мы с Чаем решили все-таки ехать в Минск, поэтому водитель высадил нас на этой развязке. Тут мы перекусили и стали думать о дальнейших планах. Было всего около шести вечера. И тут мы вспомнили, что в Белоруссии время на час меньше, значит, у нас есть на час больше. Все вопросы были сняты и мы вышли на трассу. И не зря. Довольно быстро мы застопили крутой джип Volkswagen Touareg до Минска.
За рулем оказался молодой белорусский бизнесмен, владеющий фирмой, поставляющей лифты Могилевского завода в регионы России и Белоруссии. Водителя звали Сергей, он был общителен, и мы быстро разговорились. Пока ехали до границы, Сергей рассказал нам свою «историю успеха». Граница оказалась простым постом, где нормально досматривают только фуры. У легковых машин просто проверяют документы (у пассажиров ничего не проверяют), и это на российской территории. На белорусской нет вообще ничего.
Дорога М1 в Белоруссии оказалось платной, но очень хорошей. Говорят, ее построили 10 лет назад итальянцы, и она до сих пор как новая. Это лишний раз доказывает, что жалобы российских властей на плохой климат просто отговорки. При разрешенных 120 км/ч, мы ехали 180, и Сергей рассказывал нам, какая замечательная страна Белоруссия. Конечно, не идеал, но посмотрите по сторонам. Мусора нет, гаишников нет, везде чисто, поля ухоженные, а не заброшенные – красота. И действительно, зрительно контраст между Россией и Белоруссией был очень заметным. Сергей завез нас в придорожное кафе-шашлычную, в котором принимали российские рубли. Он предложил оплатить ужин и нам, но мы вежливо отказались и заплатили за себя сами. За 500 рублей на двоих нам принесли огромную порцию шашлыка с капустой, и кока-колу в стеклянной бутылке. Не понимаю, почему в России такой вид тары этого напитка не распространен. Я бы пил колу тогда гораздо чаще.
Отужинав, мы отправились дальше, проехали через дождь. Начинало темнеть. Сергей не ограничился просто рассказом о том, как в Белоруссии жить хорошо и устроил нам мини-экскурсию. Вначале он свозил нас к международному аэропорту Минска. Это приличное здание с хорошим шоссе, ведущим к нему и деревянным памятником зубру рядом. Единственное, что меня смутило так это полное отсутствие взлетающих или садящихся самолетов за все время, что мы там были. Потом он свозил нас к кургану славы – монумент в честь ВОВ около въезда в Минск. Затем последовала экскурсия по Минску.
Разницу Минска и Москвы я до конца осознал, когда вернулся в Москву. Тогда просто показалось, что очень чисто и опрятно. Машин прилично, но не перебор, все хорошо освещено, на тротуарах плитках, приличные люди гуляют. Потом я понял, что большое отличие – на несколько порядков меньшее количество рекламы и некое спокойствие. Все-таки Москва очень агрессивный город. Сергей покатал нас по красиво подсвеченному центру, по которому массово гуляла пьющая пиво молодежь, и высадил около спортивного центра. Тут мы попрощались.
Итак, мы оказались вечером посреди Минска. Написав смски домой, пошли искать обменники. В казино Чая отправили в гостиницу, где ему, наконец, выдали 81000 белорусских рублей в обмен на нашу тысячу. Первым делом, я пошел в супермаркет затариваться пивом. Ощущение удивительное: ходишь, смотришь на цены – и ничего не понимаешь. Взял две бутылки наугад (в итоге оказалось где-то 20 рублей за бутылку). Цены в Белоруссии не сильно отличаются от российских, хотя многие водители потом утверждали обратное (как в ту, так и в другую сторону). Но действительно серьезная разница – цены на бензин. В Белоруссии литр рублей на десять (российских) дороже. Зато электрички или метро – раза в два дешевле.
Но тогда мы об этом не думали. А просто гуляли по красивому ночному теплому городу. Дошли до стадиона, потом до вокзала. Проехали одну станцию на метро. В Минске метро состоит из двух веток, то есть четырех радиусов. Причем один радиус уходит аж за МКАД (Минская Кольцевая Автодорога). Им мы решили воспользоваться, когда соберемся искать место под ночевку. А пока мы гуляли дальше. Чаю захотелось еще пива, ближайший продуктовый был закрыт, и мы опросили двух местных парней. Один из них на полном серьезе сказал нам следующее: «Дойдите до конца этой улице, это близко, сразу за поворотом. Там сядете на автобус, проедете две остановки. Затем выйдите и спросите – там рядом» Такой порядок покупки пива в центре Минска нас не обрадовал. Но у нас оставалась еще бутылка из России, и нам не пришлось выполнять предписанный маршрут.
Почти в полночь мы сели в метро (оно в Минске до часа ночи) и уехали на конечную станцию Уручье (по-белорусски Уручча). Это некий аналог нашего Бутово, только на востоке и дома раза в два-три пониже. Минут через двадцать, следуя карте, мы дошли до леса. Он, конечно, оказался исчерчен тропинками, да и всякие дома были недалеко. Но выбора у нас не было, и мы поставились здесь. По собственной тупости даже не натянули тент.
А зря. Ближе к утру начался дождь. К счастью он был не сильный, и нам не пришлось вылезать из палатки. Кроме дождя нас потревожила какая-то собака, облаявшая палатку с близкого расстояния. Окончательно проснулись мы где-то в восемь по белорусскому времени. После чего быстро собрались и пошли к автобусной остановке. Из Вольной Энциклопедии мы знали, что в Уручье есть некий музей валунов под открытым небом. Опрос тетушек выявил, что туда надо ехать до конечной станции на троллейбусе. Уручье оказалось большим пригородом, с микрорайонами Уручье-2, Уручье-5 и т.д.
На остановке билеты не продавались, и мы залезли в нужный троллейбус, думая заплатить кондуктору. Но его там не оказалось. Хотя компостеры были, и другие пассажиры пробивали билеты. Так мы, сами того не желая, прокатились забесплатно, нарушив закон. Пока мы ехали через все Уручье, начался настоящий ливень. От него нас, конечно, спасали специальные куртки, но осмотр достопримечательностей в такую погоду не доставлял удовольствия. Музей валунов – оказался полем, на котором густо расположены различного размера камни. Основная их масса, по идее, это объекты языческого поклонения, перевезенные сюда с различных мест Белоруссии.
Не задерживаясь долго, мы сели на троллейбус до метро. Опять пришлось ехать зайцем. Где же все-таки надо покупать билеты на наземный транспорт? Стоит сказать, что Вольная Энциклопедия утверждает, что иногда можно встретить контроллеров. Вероятность мала, но штраф высок, а при отказе платить сразу разборки с милицией. Но нам повезло.
Дождь тем временем все не прекращался, и мы поехали в центр на станцию Кастрычницкая (что по-русски Октябрьская). Там расположен МакДачник, но мы зашли в стоящий рядом универмаг советского типа. Закупились едой и встали в кулинарии у столов вдоль окна завтракать. За окном проходил какой-то центральный проспект, и можно было наблюдать за потоком машин. Авто были сплошь иномарки, причем вполне себе неплохие. Российского автопрома практически не было. Однако не надо думать о небывалых богатствах белорусов. Я думаю (и это подтверждалось позднее в разговорах с водителями), что почти все машины – подержанные из Европы. В Германии, например, редко, кто ездит на новом авто больше трех лет, и такие почти новые машины едут в Белоруссию, и дальше в Россию. Говорят, восточнее Урала нет такового мужика, который не перегнал хотя бы раз в жизни японскую иномарку из Владивостока. В Белоруссии, видимо, нет такого мужика, который хотя бы раз в жизни не перегнал подержанную иномарку из Европы.
Позавтракав, мы пошли в МакДак, но не есть, а умыться. Дождь тем временем стих, но было видно, что ненадолго. Мы пошли гулять по центру, в том числе по тем местам, где уже были вечером. Удивило малое количество народу на улицах и отсутствие припаркованных машин вдоль центральных улиц. Последние, правда, нашлись в большом количестве вдоль второстепенных проездов. Также, мы отметили большое число милиции (особенно пропорционально с числом людей) и пару крепких ребят с надписью «спецназ» на спине. Нас, правда, никто не трогал. Через парк Янки Купалы мы дошли до речки Свислочь, особенностью которой является неравномерная ширина. Она, то разливается, становясь почти как Нева, то сужается меньше Москва-реки.
Чистота улиц Минска поражает. Особенно, если учесть, что здесь живет не какой-то другой народ, а все те же русские люди. Как я понял, жители Белоруссии не считают себя каким-то другим народом. Все уже давно перемешались. Мы с Чаем выделялись среди местных разве что рюкзаками, но никак не языком, видом или культурой. Белорусский язык, конечно, есть. Но обычные люди на нем не говорят. Единственное место, где мы его слышали, это были объявление станций в метро и наземном транспорте: «Доступный придынок – Уручча». Также на белорусском выполнены многие надписи, например, указатели улиц.
Под периодическим дождиком мы добрались до старого района, где сохранились аккуратные домики европейского типа. За ним на островке расположен мемориал в память Афганской войны. А на соседнем берегу некая смотровая площадка. С нее открывается вид на проспект с советскими домами, типа Новый Арбат, а также на различные спортивные сооружения. Стоит сказать, что в Белоруссии активно развивается спорт, в том числе спорт высоких достижений. Строятся различные спортивные дворцы. А во время нашего пребывания в Минске проходил юношеский чемпионат мира по хоккею.
Мы пошли по проспекту, побывали в печально известном подземном переходе, в котором не так давно в давке погибло много людей. К слову сказать, народу на улицах заметно прибавилось, и уже было похоже, что мы находимся в большом городе. Свернув с проспекта, попали в обычные типовые советские микрорайоны с панельными домами. Среди них находится мемориал, посвященный расстрелу 3000 евреев во время ВОВ. Он представляет собой большую яму, в которой находится памятник и в которую спускается скульптурная группа измученных людей. За счет этой ямы достигается некий гнетущий эффект, который здесь вполне уместен.
Дальше мы с Чаем сели в метро и поехали смотреть на строящийся самый большой православный храм Белоруссии. Храм оказался, конечно, большим, но мы видели и больше. Дальше поехали на центральную площадь с массой правительственных учреждений. На ней оказалась почти точная копия подземного магазина в Москве на манежной площади. Зачем понадобилось такое бездумное копирование осталось непонятным. Также на площади находился костел. Несмотря на то, что большинство жителей православны, костелов по стране много. Понятно, что чем западней, тем их больше. Но какой-либо вражды на религиозной почве нет.
Подходило время обеда. В подземном магазине не оказалось ресторанного дворика, а пиццерия показалась нам дорогой. Один пожилой мужчина рассказал нам, что «за костелом была неплохая столовая, в которой он ел в студенческие годы». Несмотря на то, что прошло уже около сорока лет с тех прекрасных времен, нам ничего не оставалось, как пойти в ту сторону. За костелом оказалось множество зданий различных министерств, на одном из них мы увидели указатель «бизнес-ланчи от 5000 рублей». Пошли туда – там оказался приличный ресторан с официантами. Я думал нас сразу попрут оттуда с нашими рюкзаками. Уверен, что в Москве в ресторане, расположенном в здании министерства в центре города, так и сделали бы. Тут же напротив нам даже предложили место для рюкзаков. Меню, конечно, было недешево, но цены на бизнес-ланч нас вполне устроили. Мы с Чаем хорошо поели где-то за 12000 рублей.
Дальше решено было выезжать из Минска и двигать вглубь страны. Следующим пунктом был выбран небольшой поселок Мир в 100 км от Минска в сторону Бреста. Но для начала надо было выехать из города. Для этого мы сели на автобус, где на этот раз был кондуктор, и поехали до конечной остановки за МКАД. Автобус ехал очень долго и петлял по замысловатому маршруту. Зато удалось рассмотреть нецентральные районы города. В отличие от Москвы здесь нет сплошной бетонной застройки до МКАДа. Наоборот центр как бы оторван от больших спальных районов на окраине. Между ними расположены районы деревянных деревенских домов, какие-то поля, промышленные здания и т.п.
На выезде из Минска мы простояли недолго – поймали микроавтобус до Дзержинска. В этом городе дорога вливается в М1, которая обходит столицу по многокилометровой объездной. Новый водитель сказал нам, чтобы мы не верили тому, что видим. Все, что видно вдоль трассы и в центре Минска – это «Потемкинские деревни», утверждал он. Народ живет бедно, мизерные зарплаты зачастую не выплачивают. Средний заработок в Минске 300-400 евро, и это значительно лучше остальной страны. В общем, наши представления о Белоруссии начинали запутываться.
Водитель высадил нас перед въездом в город. Влево уходила дорога до трассы. Как назло, она ремонтировалась. Пятикилометровый участок превратился в двухполосный вместо четырехполосного. Остановиться машинам было негде. Нам с Чаем пришлось идти по ремонтируемой второй половине дороги под моросящим дождиком все это расстояние.
На основной трассе нам опять повезло – мы поймали машину прямо до Мира, мужик ехал за женой в санаторий. Занимался он организацией такого странного дела как «агротуризм». Неожиданно оказалось, что под этим словом в Белоруссии понимается поехать за город в дом с баней и шашлыками. Насчет ситуации в стране он был плохого мнения. В России, по его словам, все гораздо лучше. Он даже ездит в Смоленск закупаться, так как у нас все дешевле. По его словам Белоруссия – это милицейское государство, в котором за всеми следят и все контролируют. Он удивлялся, как к нам еще никто не подошел из-за наших рюкзаков.
В Мире водитель высадил нас у крепости. Несмотря на продолжающуюся реставрацию, она выглядела очень красиво. Мы обошли ее по периметру, фотографируя. Погода тем временем стала совсем гадкой: дождь лил беспрерывно. К тому же мы приехали слишком поздно и не попали внутрь крепости. Решили просто погулять и двигать обратно.
Мир – это обычный поселок с достопримечательностью, типа малых городов Золотого кольца. Пара кварталов специально ухожены для туристов, открыты опрятные магазины. В остальном – обычная деревня, ничем не отличающаяся от российской глубинки.
Дальше мы решили держать путь на Брест, но для этого надо было вначале попасть на трассу (Мир находится в 8 километрах от нее). Чай предлагал ехать сразу в Брест, я же утверждал, что скоро стемнеет и лучше поставиться в лесу, между трассой и Миром. В итоге выбрали промежуточный вариант. Пошли пешком к трассе, периодически пытаясь застопить редкий транспорт. В итоге нас взял мужик на разваливающейся копейке и довез до М1. Он был тоже не лучшего мнения о ситуации в Белоруссии. Работал он на лесоповалах, особо поговорить с ним не удалось.
Добравшись до трассы, мы все же решили заночевать в ближайшем лесу, чтобы рано с утра отправиться в Брест. На ужин мы, наконец, приготовили гречку и тушенку, которую возили еще с Москвы.
Утро встретило нас жутким холодом. Еле сгибающимися пальцами мы быстро собрали палатку и пошли на трассу. Светило солнце, но на него надвигались сплошные облака. На трассе погода приготовила нам еще один сюрприз – сильный ветер. С его помощью проезжающие фуры буквально сносили нас с дороги. Поэтому мы очень обрадовались, когда застопили КАМАЗ. Разговорчивый мужик ехал в Белозерск. Как и другие водители, он начал говорить, что в Белоруссии много достопримечательностей кроме Минска, Мира и Бреста. Надо побывать там, там и там. А ведь до посещения страны нам казалось, что здесь вообще нечего смотреть. Впрочем, уверен, локальные достопримечательности можно встретить в любой точке планеты, и всех их не пересмотришь.
Нас же интересовало посмотреть и узнать о жизни в Белоруссии. Новый водитель стал утверждать, что в стране все хорошо: дороги отличные, чистота, поля ухоженные, люди работают, гаишники не берут взяток. Он рассказывал, как ездил через Украину в Крым и насколько там все хуже, чем в Белоруссии. Так мы с ним ехали несколько часов на скорости 75 км/ч, пока он не свернул. По дороге мы встретили еще одну «скульптуру» зубра, представляющую собой большой плоский лист в его форме. Зубр в Белоруссии – национальное животное из-за расположенной здесь Беловежской Пущи.
Идя на следующую позицию, мы заприметили стоящего там автостопщика. Нам оставалось до него метров сто, когда он застопил машину и уехал. Так и не познакомились. Мы, впрочем, тоже стояли недолго. Нас подобрал дальнобойщик, возвращающийся домой в Брест. Он был неразговорчив. Обсудили ситуацию с армией, которая в Белоруссии меньше милиции. Туда забирают на полтора года только совсем здоровых ребят (так как много не надо), поэтому в деревнях иногда платят, чтобы забрали, а не чтобы откосили. Служат в основном в своем регионе, но даже если не в своем, то Белоруссия – страна небольшая.
В этот день по всей стране был так называемый субботник. Не очень понял, насколько это обязательно. Учитывая белорусские реалии, явно обязательней, чем в России. Водитель рассказал, что раньше, когда он работал на заводе, субботник означал лишний неоплачиваемый рабочий день на своем месте.
В Брест мы въехали к обеду. Город вытянулся вдоль длинной улицы, по которой мы еще долго ехали на троллейбусе до центра. За опрятными домами виднелись полузаброшенные строения. Несмотря на близость границы с Польшей, город бы насквозь советским.
Даже здесь отличия речи местных жителей от нашей выражалась только в некоторых словах, типа «добре», «хлопцы» и т.п. Никакого языкового барьера не существовало. Первым делом мы пошли на вокзал, платформы которого были замысловатым образом разделены ограждениями. Видимо, это из-за находящейся здесь таможни. На вокзале мы сдали рюкзаки в камеру хранения, узнали расписание электричек и пообедали в ближайшем кафе.
Дальше пошли гулять по городу. Местный Арбат – пешеходная улица Савецкая – была очень приличной, но в проемы между домами было видно, что за ними расположены какие-то деревенские дворы. В общем, оставалось слегка двойственное впечатление. Знаменитая крепость отделена от города промзоной. Там же рядом находится музей железнодорожной техники, но мы туда не пошли, побоявшись, что не успеем засветло осмотреть крепость. К тому же подобные музеи есть и в России.
Перед входом в крепость начался сильный ливень, и мы поспешили внутрь. Вход в комплекс представляет собой проход под массивным бетонным сооружениям с выбитой в нем звездой. Внутри играет военная музыка. Сама крепость состоит из центральной части – цитадели и боковых укреплений по разным сторонам рвов и речек. Мы быстро дошли до цитадели, внутри которой расположены мощные монументы и обелиск «штык», и зашли в музей, чтобы не ходить под дождем. В музее рассказывалось про эту крепость, которая была построена еще в XIX веке и не раз переходила из рук в руки. В частности до 1940 года граница Белоруссии проходила чуть западней Минска, а Брест был польской территорией.
Осмотрев музей, который кроме всего прочего запомнился богатой коллекцией вооружения времен ВОВ, мы вышли на улицу, где уже кончился дождь. Дальше погуляли по территории, осмотрели остатки зданий и катакомб. В одни из них нам даже удалось попасть, несмотря на решетку. Когда мы проходили мимо, из нее вылез один парень, как позднее выяснилось – десантник-срочник, который приехал посмотреть на крепость с другом-однополчанином и командиром-прапорщиком. С ними впятером мы прошлись по полуподвальным помещениям, видели затопленные лестницы на нижние уровни и засыпанные проходы в сторону.
После этого еще погуляли по крепости, видели группы иностранных спортсменов (из Сербии, Македонии, Италии), которых водили с экскурсией. Чай решил, что это гандболисты (по набору стран). Нас удивило, что с каждой группой ходило по два сотрудника милиции.
Из крепости мы вышли через другой вход и прошлись по промышленным и провинциальным кварталам города. После них попали в ухоженный городской парк. Кстати, в Бресте уже 11 апреля распускались листья, во всей Белоруссии зеленела трава, а в лесу южнее Минска снега не было вообще. Мы с трудом представляли, что завтра снова будем в Москве с заснеженными лесами вокруг и без намека на листву.
За парком мы дошли по улице Ленина до центральной площади, на которой стоял сам вождь мирового пролетариата, указывающий рукой на костел. Посчитав на этом осмотр города выполненным, мы пошли искать, где бы перекусить. У городского рынка нас застал дождь, и мы пошли под навес. Там нас попросил позвонить один бухой мужик. Мы разговорились, оказалось, что он живет в Подмосковье и зарабатывает ремонтом на дому. В Белоруссии, утверждал он, копеечные зарплаты. Мужик проводил нас к какому-то бистро у рынка, взял у Чая номер телефона, обещал позвонить. Интересно, он вспомнил с утра, кто такой Миша, записанный у него в телефонной книге.
В бистро у рынка был обычный полубухой контингент, но нам удалось нормально перекусить. За столом с нами сидел уже тепленький субъект, который с нами периодически чокался. Покинув нового друга, мы пошли на вокзал, взяли вещи из камеры хранения и купили билеты до станции Бронная Гора. В ее районе ж/д близко подходит к М1 и в лесу между дорогами мы намеревались заночевать. Любопытно, что тетка кассирша на вокзале мне нормально объяснила, останавливается ли поезд на нужной нам станции, как она правильно называется и сколько стоит билет. В Москве обычно говорят: «тут вам не справочная».
Когда мы сели в электричку, начинало темнеть, и вскоре наступила ночь. Электричка ничем не отличалась от российских, разве что ничего не продавали. На Бронной Горе мы высадились уже в полной темноте. Узкая неосвещенная дорога шла к трассе через лес. Километра через два она перешла в лесную песчаную грунтовку, и еще километра через два показалась трасса. Не доходя до нее, мы отошли в сторону и поставили палатку.
Следующий день встретил нас теплом и солнцем. Мы сварили на завтрак гречку с тушенкой и пошли на трассу. В этот день нам надо было доехать до Москвы, а это целых 1000 километров. Скоро мы застопили дальнобойщика Гену. С ним ехали долго, до самой границы. Гена рассказал нам про страны, в которые ездил по работе. Сказал, что их президент, которого все называют Батькой, конечно часто самодурит. Например, один раз КВН транслировался на Белоруссию с двухчасовым опозданием – вырезали шутки про Батьку. Однако страну он держит, беспредел с разворовыванием всего значительно меньше, чем в России (это, кстати, отмечали и другие водители).
Обедали мы на Минской объездной. Гена на своей горелке приготовил и угостил нас домашней рисовой кашей с кровью и яйцами (у него свое хозяйство в частном доме). На границе мы были уже к вечеру. Гена встал в очередь для дальнобоев, а мы пошли пешком в Россию. В этот раз часы переводилось в плохую для нас сторону – времени становилось меньше. Для пешеходов границы не оказалось вовсе, Чай даже специально подошел к таможенникам и уточнил. Ничего у нас не проверяли – даже документы.
В России мы удачно застопили иномарку с молодым бизнесменом до Москвы. Парень, которого звали Денис, был повернут на бизнесе, занимался всякими продажами, жаловался на кризис. Он даже предложил нам работу со словами «не хочу случайных людей набирать». Когда мы успели стать ему неслучайными людьми – я не понял. Правда у него была одна проблема. Он перегонял свою старую машину от друга из Гродно в Москву и потратил все деньги на страховку. Поэтому ехал без гроша в кармане.
Как назло (хотя в России, наверное, по-другому быть не могло) его остановили гаишники. Денису пришлось занимать у нас 1000 рублей. Когда доблестные служители уехали, наша машина отказалась заводиться. Пришлось нам с Чаем его толкать. В общем, Денис явно не пожалел, что нас взял.
Высадил он нас у Киевского вокзала уже после десяти вечера, снял в банкомате и вернул деньги, после чего попрощался. На этом наше путешествие закончилось.
Автостопом в Беларусь |