Путешествия Владимира Кононова

Автостопное путешествие на Байкал

 


Летопись, часть 2.


Новосибирск.

    Утром погода на Обском море изменилась до неузнаваемости. Облака разошлись, светило солнце, и заметно потеплело. Народу на пляже тоже заметно прибавилось, кто-то даже лез купаться в совсем не по-летнему холодную воду. Мы же созвонились с впиской в Академгородке, попросив зайти и помыться. Ночевка нам была уже не нужна. Вписку ребята нашли через вконтакте, ее нам обещал автостопщик и путешественник Виталий. Однако в этот день его не было, поэтому разговаривали мы с его женой Татьяной. Она то и согласилась предоставить нам свою ванную.



    Вписка находилась меньше, чем в получасе ходьбы от пляжа, поэтому мы скоро уже были на месте. С Татьяной дома был сын Миша. Она нас не испугалась и даже оставила нас одних в квартире почти на целый час. За это время мы помылись и изучили интернет.
    Вернувшись, Татьяна выпила с нами чаю, рассказала про Новосибирск и Томск, откуда она родом, дала телефон возможной вписки в Иркутске. В общем, мы приятно побеседовали.
    После вписки пошли обедать в арт-кафе НИИКуДА, которое посоветовала Татьяна. Цены там, конечно, ресторанные, но совсем не критичные. Обстановка кафе обыгрывает научно-техническую направленность Академгородка. По стенам висят различные механизмы, схемы и приколы на соответствующую тему, а счет нам принесли в учебнике физики.
    После обеда поехали в сам Новосибирск, чтобы оттуда на электричке отъехать в сторону Томска. Кстати, изначально наши планы были другие. Томск не стоял в обязательном посещении. Зато мы хотели проехать всю Кемеровскую область с севера на юг, чтобы из Новокузнецка перебраться на поезде в Абакан и заезжать в Красноярск с юга. Однако в итоге, мы решили, что такой маршрут убьет слишком много времени на дорогу, к тому же Хакассию стопом смотреть очень долго. Достопримечательности там, в основном, природные и раскиданы по всей республике. В результате маршрут сократился чуть ли не до прямой дороги Новосибирск-Томск-Красноярск. Единственно, что основная дорога в Красноярск идет через Кемерово, а Томск чуть в стороне. Зато там должно было быть интересней.
    В Новосибирск мы приехали к Речному вокзалу. Около него расположен парк над Обью, являющийся основным местом отдыха. Мы тоже прогулялись там, пугая горожан рюкзачным видом. После этого решили не возвращаться и пошли до вокзала напрямую через промышленные районы. Особых достопримечательностей в городе нет. Он вырос относительно недавно вокруг моста транссибирской ж/д через Обь. В отличие от других крупных сибирских городов, которые старше Питера (даже Иркутск), Новосибирск совсем молод.

Паровоз в Новосибирске

    На вокзале мы достаточно быстро дождались нужной электрички, купили билеты (цены здесь пониже московских) и отъехали до какой-то деревни, через которую проходила трасса дальше на восток.
    Чай с Катюхой при этом проехали чуть дальше, чтобы мы не мешали друг другу стопить. Я же теперь ехал в паре с Ксюхой.


Стоп Новосибирск – Томск.

    Узкая двухполосная дорога (в Сибири других и не бывает) шла через деревню. На выезде мы с Ксюхой встали стопить. Был вечер пятницы и Новосибирск порождал большой поток дачников. Ксюха стопила впервые за это путешествие, а мне было немного стремновато, так как наш с Катюхой стоп в западной Сибири нельзя было назвать очень удачным. Однако опасения были напрасны. С этого момента стоп стал очень хорошим.
    И в этот раз ждать нам долго не пришлось. Какой-то пожилой мужик на шестерке подхватил нас на несколько десятков километров. Разговорчивым он не был, и всю дорогу мы наслаждались отборным шансоном из магнитолы. Надо сказать, что такой музыки за всю поездку я наслушался предостаточно и открыл для себя даже некоторые хиты – песни, услышанные мной в нескольких независимых машинах.
    Мужик высадил нас на краю какой-то деревни. Начинало темнеть. В этот раз нам особенно повезло. Мы поймали машину буквально сразу же, как вышли. Два молодых парня из Кемерово ехали домой и согласились подвезти нас до поворота на Томск. Они напротив были очень разговорчивы, и мы болтали всю дорогу. Ребята рассказали, как подвозили француза-стопщика, участвующего в каком-то шоу-проекте, в котором надо было добраться до Пекина из Парижа.
    За окном, тем временем, стемнело, и луна красиво осветила туманные поля. Высадили нас уже в темноте около развязки. Ребята звали к себе в гости в Кемерово и дали свой e-mail. После этого мы с Ксюхой пошли в лес ставить палатки. Но не успели мы их поставить, как в этот же лес забурились Катюха с Чаем. Впервые мы ночевали вместе на полпути к следующему пункту маршрута.

Между Томском и Новосибом

    Место ночевки было слегка болотистым, поэтому нас активно атаковали комары. А вот мошки, которыми всех пугают в Сибири, так и не появились. В общем, несмотря на то, что с самого начала нам приходилось отбиваться от насекомых с помощью всяких спреев, больших проблем они нам всё же не доставили.
    Утром мы встали довольно поздно. Чай с Катюхой смогли собраться раньше и быстро уехали. Мы тоже долго на трассе не стояли. Несмотря на слабый поток, уехали меньше, чем за пятнадцать минут. Нас взял какой-то мужик на микроавтобусе. Мы расположились на заднем сиденье и через час с небольшим были уже в Томске.
    Несмотря на то, что в Сибири мы уже были достаточно глубоко, принципиальных отличий в природе я не наблюдал. Места, конечно, были малонаселенные, а просторы большие, но в целом различий не было. Только поразило большое количество диких больших орлов (или им подобных). На одном заборе одновременно сидело сразу 5 огромных красивых птиц. Будь это на Красной площади, от желающих сфоткаться не было бы отбоя.


Томск.

    Томск – областной центр с населением более 500 тысяч человек. Он основан еще в 1604 году и был главным городом региона вплоть до подъема Новосибирска. В 2009 году Томск являлся самым восточным городом, футбольная команда из которого играла в премьер-лиге.
    Томск начал нас радовать еще на подъезде. Не доезжая до моста через реку Томь, мы насчитали несколько рекламных плакатов с веселыми надписями.

На подъезде к Томску

    Ранее Чай говорил нам, что в Томске проходит практику его подруга с геологического факультета, однако он никак не мог до нее дописаться. Причина оказалась проста – его подруга ходила с Томской симкой, которую Чай не знал. В день, когда мы приехали в город (не раньше, не позже), она решила проверить, не писал ли ей кто на московскую симку. Так мы познакомились с Аней, с которой и провели два дня в Томске.
    Она жила в общаге в центре города. Практику Аня проходила у Роснефти, поэтому с удобствами в общаге было все в порядке. У нее мы скинули вещи и помылись. Затем все вместе пошли гулять по городу.
    Первым делом пошли в фирменный магазин местного пивзавода. Отстояв очередь из местных любителей хмельного напитка, мы прикупили несколько двухлитровых бутылок томского нефильтрованного пива. На мой взгляд, пойло то еще, однако в этих краях, томский пивзавод знаменит своим качеством.

у пивзавода в Томске

    Погода к этому времени разгулялась, как и должно быть летом. И мы пошли вдоль улицы Ленина осматривать центр. Томск знаменит большим количеством обычных и шуточных памятников по всему городу. Например, перед роддомом стоит скульптура капусты, откуда вылезает новорожденный. Напротив стоит скульптура беременной женщины.

Памятник новорожденному

    Также город знаменит своими учебными заведениями. Еще в XIX веке здесь был открыт первый в Сибири университет. Благодаря этому в Томске даже летом много молодежи и развлечений для них. Как и обещали нам парни из Кемерово, в городе много клубов и красивых девушек. А на центральной площади города установлена скульптура Татьяны – покровительницы студентов.

Святая Татьяна

    По городу нас водила Аня, а мы корректировали маршрут в соответствии с рассказами Татьяны из Академгородка. В частности, как она нас просила, мы сфоткали Чая рядом с местным памятником Пушкину.

Пушкин и Чай в Томске

    А в самом центре города установлен памятник деревянному рублю внушительных размеров. С обратной стороны отлично видно, что рубль отчеканен на Санкт-Петербургском монетном дворе (на обычном рубле сложно разглядеть, на каком из двух российских монетных дворов он был сделан). Как и другие памятники города, рубль является объектом массового фотографирования.

Памятник Рублю в Томске

    Как нетрудно догадаться, с момента покупки пива, мы потихоньку занимались его распитием. Вот и в центральном сквере около рубля мы ходили с бутылками. Здесь к нам не преминули подойти два молодых мента и увести нас в сторону к машине, где взрослый мент составлял длинные протоколы на других нарушителей. Самый маразм в том, что согласно местным законам на центральной площади города запрещено даже просто находиться с пивом. Однако менты не учли, что у нас веселое настроение, и мы вообще никуда не торопимся. Мы с ними долго и весело болтали, они удивлялись, что мне уже 20 лет, хотя выгляжу на 15. В итоге, они пытались развести нас на деньги, но было и так видно, что им влом заполнять пятистраничные протоколы. В итоге они отпустили нас с миром.

Центр Томска

    А мы, пообедав в местном центральном быстропите, пошли дальше. Следующим местом скопления народа, была площадь между театром и каким-то ручейком, впадающим в Томь. На набережной у Томи находился еще один интересный памятник. Его полное название «Антон Павлович Чехов глазами пьяного мужика, лежащего на мостовой и никогда не читавшего Каштанки». Дело в том, что Чехов был в Томске проездом и плохо отозвался о городе. И вот Томичи отомстили ему, поставив своеобразный памятник.

Памятник Чехову в Томске

    Затем мы поднялись на холм, где находилась первая крепость города. Сейчас тут восстановили часть частокола и одну башню. В центре находится бывшая пожарная с каланчей, ныне тут неплохой музей со смотровой площадкой.
    Как старинный город Томск имеет очень любопытную архитектуру. Ее лучшие каменные представители стоят вдоль Ленина и других центральных улиц. А вот намного более интересные и самобытные деревянные строения надо искать по маленьким улицам. В частности очень прикольные дома с резными украшениями стоят на улице Шишкова.

Деревянное зодчество Томска

    Вообще, для Томска, как и для многих других городов, характерен следующий эффект. Стоит отойти от какой-нибудь центральной улицы 100 метров, и создается ощущение, что попал в деревню или в трущобы на окраине, хотя все это может быть в непосредственном центре города. Именно в таких местах и располагаются шедевры деревянного зодчества.

Деревянный дом в Томске

    Конечно, далеко не все дома хорошо сохранились. Очень многие поехали вкривь и вкось. Зато очень наглядно можно наблюдать прирост культурного слоя. На старых домах окна первого этаже находятся уже на уровне земли.

Покосившийся деревянный дом в Томске

    Также в Томске можно найти любопытные названия улиц.



    Погуляв по деревянному Томску, мы пошли обратно к общаге. Оттуда рванули в еще один деревянный район города – татарскую слободу. Кроме всего прочего тут находятся две мечети, из которых даже слышны завывания муэдзинов. Сама слобода – это такая деревня рядом с центром города, в которой как в Тобольске не уходит ощущения гоповатости местного населения.
    Из слободы мы вышли на берег Томи. Там мы подыскивали себе место для ночевки (на ночь в общагу к Ане не пускали). Оборудованного пляжа не было, но различные компании тусили то там, то там. Мы погуляли по берегу, Чай забрался на большую гору щебня, пофоткались. После этого долго продирались через деревню со злыми собаками обратно к общаге. Там поужинали и уже в темноте пошли на пляж ночевать.

Пляж Томска

    Там мы устроились недалеко от воды и рядом с кустами. Как всегда, стремались больше, чем нужно. Никому и в голову не пришло нас тронуть. В целом, переночевали удачно.
А с утра, чтобы не будить Аню, первым делом пошли в Интернет-кафе, где просидели в районе часа. Интернет здесь был почти в два раза дороже, чем в Ижевске. Знали бы мы, сколько Интернет будет стоить в Иркутске…
    В этот день особых гулянок не было. Мы обедали, мылись, сушили выстиранное. Мы с Чаем объездили все книжные магазины в центре в поисках карты Красноярска, но так ничего и не нашли. Ближе к вечеру еще раз покушали и попили пивка на улице, наблюдая не ходят ли тут местные менты.



    После этого мы попрощались с Аней и двинули на общественном транспорте к выезду из города в сторону Мариинска.


Стоп Томск – Красноярск.

    Автобус вывез нас далеко за город, по краям потянулись поля и дачные поселки. Уже вечерело, поэтому нам просто хотелось отъехать как можно дальше с тем, чтобы завтра уже добраться до Красноярска. Всего надо было проехать 600 километров, но из них первую половину до Мариинска нам предстояло ехать не по федеральной трассе, что могло снизить скорость. Также замечу, что, начиная с этого участка, количество праворульных застопленных машин явно преобладало.
    Вот и в этот раз относительно небыстро мы застопили праворульную иномарку на пару десятков километров. Высадили нас (меня и Ксюху) в довольно неудобном месте, но какая-то шестерка подхватила нас довольно быстро. За рулем сидел очень любопытный разговорчивый персонаж, достойный упоминания. Это был мужик средних лет наполовину русский, наполовину кабардинец. Вырос он с семьей отца на Кавказе, а потом переехал к маме в Томск (от мамы его отняли сразу после рождения). Соответственно русский язык ему не родной, потому говорил он с заметным акцентом. Занимается он тем, что разворовывает и продает китайцам лес. Сейчас едет на плохой машине на работу, а вообще-то у него и большая квартира, и крутая машина, и загородный дом. Насколько является правдой то, что он говорил сказать сложно. Но получалось у него, как минимум, складно.
    Мужик рассказал нам много историй, связанных с Кавказом. В частности, как он бросил свою первую чеченскую жену, и за ним охотилась вся ее семья (возможно потому и уехал в Томск). Также рассказал всякие страсти про Сибирь, про местных злых мужиков и страшных медведей. Якобы он сам с другом спасал какую-то женщину из лап хищника. В итоге он поинтересовался, есть ли у меня ружье. Удивившись, что я путешествую без такого необходимого в быту инструмента, спросил, есть ли нож. Получив утвердительный ответ, он посоветовал мне беречь Ксюху и высадил нас в какой-то деревне, где сворачивал.

Сибирь

    Тут уже начинало смеркаться, но мы продолжили стопить на трассе. Вскоре нас подхватил один деревенский парень и подбросили еще пару десятков километров. Пока мы с ним ехали, увидели голосующих Чая и Катюху. Значит, они тоже потихоньку продвигались. Деревня, в которую ехал парень, очень удобно располагалась в нескольких километрах от дороги. Поэтому на самом повороте был лес, где мы и расположились, невзирая на следы грибников.
    Здесь мы познакомились с мошкарой. Особенно она донимала нас с утра. Не могу сказать, что мошка больно (или хотя бы как-то) кусается. Но она постоянно вьется стаей вокруг тебя, залетая в волосы, глаза, нос и рот. Причем, в отличие от комаров, они не боятся ни солнца, ни чего другого.
    На следующий день, мы не стали рано вставать, потому что нет смысла стопить рано в 100 километрах от города. Затем мы простояли под мошкарой больше получаса, пытаясь застопить кого-то из редкого потока машин. В итоге нам остановилась праворульная иномарка, в которой ехали женщина с взрослым сыном. Они приняли деятельное участие в нашей поездке. Даже позвонили кому-то, чтобы узнать, как нам лучше ехать. Решив, что лучше ехать через Мариинск, высадили нас на повороте на него. Тут уже была Кемеровская область, и часы сдвигались еще на час (+4 от Москвы).

По пути Томск-Красноярск

    Здесь нам ждать долго тоже не пришлось, нас подхватил молодой парень опять же на праворульной иномарке. Он работал торговым представителем Tele 2. С ним мы обстоятельно обсудили ситуацию с праворульными машинами в Сибири и на Дальнем Востоке. Людей легко понять. Меньше, чем за 200 тысяч рублей, они приобретают машины, которые на два порядка лучше по всем параметрам любой продукции автоваза. Праворульность, конечно, мешает. Особенно веселуха с обгонами на трассе, из-за чего тут любят обгонять по обочине.
    Здесь уже природа потихоньку стала меняться. Леса стали более хвойными, появились лиственницы. Где-то в глубине прятались знаменитые кедры. С чуваком мы успели обсудить в том числе и это, а также жизнь в Кемеровской области, в общем. Он нас провез даже больше, чем ему надо, и высадил за Мариинском на другом берегу речки Кия.
Была середина дня и действительно жарко. Поэтому, пока Ксюха сходила в город за едой, я впервые за путешествие искупался. Как раз между мостами Транссиба и федеральной трассы на Красноярск. Ксюха вернулась, мы перекусили, и начали стопить дальше.

Река Кия около Мариинска

    В этот раз нас подобрал очень молчаливый и неразговорчивый водитель. Это был мужчина средних лет и ехал он до пригорода Красноярска – Емельяново. Вместо разговоров слушали музыку. Вначале я подумал, что играет бардовская песня. Однако потом я заметил, что все песни без исключения так или иначе связаны с летчиками. Были песни про летное училище, про сами полеты, про самолеты, про работу летчиков в Иране и других странах. Также Емельяново – это не просто пригород Красноярска, а его аэропорт. В итоге мужчина привез нас почти к терминалу, а сам пошел к жилым домам рядом, где и жил. Таким образом, по косвенным признакам, все сводилось к тому, что мы ехали с летчиком. Но из-за его молчаливости и нашей застенчивости, мы с ним так и не поговорили.
    К Красноярску природа изменилась еще больше. Равнины, тянущиеся с Урала, стали сдавать позиции холмам и сопкам. С точки зрения зрителя пейзажи только выиграли, а вот дороги строить, конечно, тяжелее. Однако до Красноярска проложена полностью асфальтовая, пусть и двухполосная трасса. Объездные здесь уже встречаются редко, также как и многоуровневые развязки. Единственные более-менее крупный город по пути – Ачинск – мы объезжали по окраинам через многочисленные и запутанные круговые развязки. Зависнуть здесь было бы очень неприятно.
    Приехав в аэропорт, из которого нам предстояло через три недели улетать в Москву, мы сели в автобус и до центра добрались уже цивильно. А там нас уже давно ждали Катюха с Чаем.


Красноярск.

    Про Красноярск я не раз слышал, что это самый интересный и привлекательный из всех сибирских городов. И я, пожалуй, с этим соглашусь. Здесь приятный и интересный центр с выложенными плиткой тротуарами, красивейший Енисей, который, как и город в целом, зажат между сопками, любопытная архитектура, среди которой встречаются и старые деревянные дома (город основан в 1624 году), и имперские сталинские постройки, и современные стеклянные небоскребы.

Красноярск, улица Мира

    В тот вечер, что мы приехали, погода была прекрасная. По центру гуляло много народу, работали многочисленные недорогие заведения, да четверо потертых чуваков слонялись с рюкзаками. Однако нам было не очень радостно. Чаю из Москвы прилетела очень плохая весть. У него умер друг. Теперь он попадал в непонятное состояние с необходимостью лететь на еще не назначенные похороны, не говоря уж о том, что было у него на душе.
    Из других новостей было наличие у нас вписки. Перед ней мы немного успели пройтись по центру и найти мегакрутую столовую под феерическим названием «Съем слона». Она находилась в здании администрации города (или края). Соотношение цена/качество самое лучшее, что мы видели за все путешествие. В последствии мы только тут и питались, пока были в Красноярске.
    Поужинав, мы двинули на автобусе на окраину. Так как город зажат между сопок, то районы соответственно тоже раскинуты вдоль Енисея. В городе проживает почти миллион человек, а также он является неофициальной столицей огромного по площади (и природным богатствам) региона. Поэтому он совсем не мал, и в нем наличествуют все атрибуты современного российского мегаполиса. Даже начали строить метро, хотя в куче городов, больших по населению, еще и не думали о нем. Впрочем, денег у города недостаточно, и метростройка уже давно радует горожан шахтными башнями в центре города.

Центр Красноярска, справа стройка метро

    Вписывал нас к себе простой парень Рома. Он снимал комнату в двушке в новом районе. У него мы неплохо провели время, хоть нам с Чаем и пришлось спать на полу. Кроме разговоров про город и окрестности мы обсудили поездки и путешествия. Тут я убедился, что народ с запада от Урала мечтает съездить на Байкал и Тихий Океан, а народ с обратной стороны мечтает о Питере и Черном Море.
    На следующий день хорошая погода сохранилась, и мы занялись изучением непосредственно города. Центр составляют три параллельные улицы: Маркса, Мира и Ленина. Вот примерно по ним мы и шатались. Особенно ухожена улица Мира, на которой то тут, то там стоят пальмы в кадках, фонтаны и прикольные памятники. Кстати, в Красноярске есть памятник Пушкину. Интересно, поэт когда-нибудь добирался до этих мест. Красноярск от Питера дальше, чем Лиссабон.

Красноярск, улица Мира

    Из интересных фактов выделю следующее. В Красноярске есть район китайской торговли. Около него полно китайцев, в других частях города их увидеть тяжело.
Все машины в городе праворульные. Леворульные выглядят еще удивительней, чем праворульные в Москве. У некоторых домов в центре процветает стихийная торговля дарами природы и приусадебного участка. Что характерно, продают бабки, а не представители дружеских национальностей. Также на каждом доме, у которого находится такой минирынок, висит табличка о запрете торговли у этого дома.
    Затем мы сходили на корабль-памятник. Он поставлен на прикол как музей, но пока реставрируется. Веселый мужик с корабля разрешил нам за 5 рублей пошляться по палубе. С корабля открывался отличный вид на Енисей, Коммунарный мост, изображенный на десятирублевке, и речной порт. Енисей – одна из самых мощных сибирских рек. В сталинские времена его активно использовали как транспортную артерию. Об этом говорит хотя бы монументальное и красивое здание речного вокзала. Наверняка, по реке катаются и теперь. Все-таки самолетами на север все грузы не перетаскаешь, а дорог туда нет.

Енисей в Красноярске

    После парохода мы пообедали в Съем Слона и пошли в Красноярский Краеведческий Музей. Это был первый случай нашего похода в музей за все время путешествия. Провинциальные музеи обычно унылы и однообразны. Но о красноярском отзываются хорошо, а также он находится в своеобразном здании, стилизованном подо что-то из древнего мира.
    Музей неплохой. Туда попытались собрать много всего. Тут и природа края, и история города и сибирские народы. В общем, довольно любопытно. Особенно запоминается большая карта Красноярского края на входе, на которую накиданы контуры европейских государств. Получается, что в Красноярский край в его современных границах с таймырским и эвенкийским округами, влезают все (!) государства Европы кроме стран СНГ.

Панорама Красноярска

    После музея мы разделились. Девчонки пошли по своим делам, а мы с Чаем полезли на холм недалеко от центра. Пока лезли, стало понятно происхождение название города. Действительно, породы, складывающие холмы вокруг Красноярска, красного цвета.
    На вершине холма находится часовня, знаменитая, прежде всего, своим изображением на десятирублевой купюре.

Часовня в Красноярске

    Ну и вид на город с холма тоже неплохой. Когда мы спускались с холма обратно, пошел ливень. Пришлось пробежаться. Однако все равно, когда мы добежали до Съем Слона, успели изрядно промокнуть. Девчонки были всё еще заняты, видимо, опять сидели в интернете. Мы не стали расстраиваться, а взяли по пивку. Попили его в столовой, а когда кончился дождь, вышли продолжать на улицу. Погуляли по городу, прошлись вдоль Енисея, где находится куча разного рода шашлычных, и гуляет праздный люд. В общем, с девчонками мы встретились уже вечером и вместе поехали на вписку.
    В этот вечер Катюха с Ксюхой решили нас побаловать тортом собственного приготовления. Роме естественно тоже досталось. На следующий день, мы с утра помылись, собрались и ушли уже с рюкзаками, попрощавшись с Ромой. Следующей нашей целью был знаменитый заповедник Столбы, находящийся загородом.

Торт на вписке в Красноярске


Столбы.

    Погода нас подвела. С утра небо было затянуто, частенько моросил дождь. Мы сели на какой-то мегамаршрут автобуса, который провез нас через весь город и высадил у начала дороги на столбы. Столбы – это огромные каменные останцы, раскиданные по тайге около Красноярска. Вообще говоря, все они находятся на территории специально созданного заповедника. Но его часть открыта для посещения (при соблюдении некоторых правил). В ней находится много разного размера столбов, между которыми протоптаны хорошие тропинки. От остановки до заповедника ведет узкая асфальтовая дорога вверх по долине. Через 2км кордон (никто ничего не проверяет), затем надо идти еще 5км до самих столбов.

По пути к столбам

    Из всех запретов нас наиболее касался запрет на постановку палаток и разведение костров. Когда около нас проехала машина с сотрудниками заповедника, они еще раз нас предупредили об этом, сказав, что палатки можно разбивать в специально отведенном месте за 100 рублей с человека. Видимо, наш рюкзачный вид сильно выделял нас из толпы. Параллельно с нами к столбам шло много народу всех возрастов, но все налегке.
    С несколькими остановками мы, наконец, забурились до последней оборудованной столами площадки для отдыха, около которой должен был быть первый столб. Однако первым впечатлением были не сами столбы, а местные бурундуки. Эти мелкие грызуны водятся в заповеднике в больших количествах и не очень боятся людей. То есть с рук их не покормишь, но прятаться они тоже не спешат. Зверьки действительно прикольные, и по столбам они бегают очень ловко – на зависть любому скалолазу.

Бурундук около столбов

    Кстати, красноярская школа скалолазания одна из самых известных и крутых в России и мире. В немалой степени этому способствуют именно столбы. Здесь полно скалолазных трасс, проводятся различные соревнования. Не обходится и без трагедий. В паре мест висят памятные таблички, напоминающие о том, что кто-то был не очень осторожен в свое время. А на входе в заповедник есть целая стена с фотографиями тех, кто трагически закончил здесь свою жизнь. Впрочем, народ это не пугает, и скалолазание процветает. Многие горожане приходят с детьми, со стариками. Иногда складывается впечатление, что весь город состоит из скалолазов. Все-таки мамы с детьми, карабкающиеся по не самым простым камням, зрелище не из частых. А тут это в порядке вещей. Есть, конечно, и молодые компании, забирающие в какую-нибудь расщелину и пьющие там пиво.

Первый столб вблизи

    Вскоре мы, наконец, дошли до первого столба. Он наиболее массивен: 80 метров в высоту, 800 метров по периметру. С близи его толком не разглядеть – мешают большие размеры и лес. Просто видны части скалы, уходящей вверх, а также куча огромных камней вокруг. Учитывая размер столба, нетрудно догадаться, что существует масса возможностей по нему полазить. Чай и Ксюха не стали долго раздумывать, скинули рюкзаки и полезли в первое попавшееся место. У Ксюхи, как у скалолаза-любителя, особенно горели глаза, и она рвалась в бой.
    Пока Катюха сидела с рюкзаками, я оббежал столб и нашел место, через которое наверх залезают знающие люди. Поэтому, когда Ксюха с Чаем вернулись, не сильно приблизившись к вершине, мы пошли туда. Теперь наверх уже полезли я и Чай. Большую часть пути мы шли за бывалыми ребятами. Местами было очень стремно, особенно мне. Технически сложных мест не было, но психологически бывало трудновато. Когда очень отчетливо видишь, куда можно улететь…

Деревья заметно ниже столбов

    В итоге на вершину мы взбирались довольно долго. Но открывшийся вид того стоил. Под нами расстилался красивейший лес по сопкам – «зеленое море тайги» до горизонта. Также были видны районы Красноярска, другие столбы поблизости, в том числе более высокий второй столб. Собственно почти все столбы имеют имена. Часть из них, в том числе два самых главных, называются по номерам (первый, второй, третий, четвертый), часть по родственным отношениям (дед, бабка, внук, прадед), часть имеют необычные имена (перья, львиные ворота). Столбы заметно отличаются по размерам и простоте захода на вершину. Но всё же большинство заметно выше деревьев, так что отлично видны с соседей.
    Получив удовлетворение от восхождения, мы начали спуск. Он тоже получился у нас небыстрым. Когда мы оказались внизу, Ксения рвала и метала. Она сразу схватила в охапку Катюху и полезла наверх. А через 10 минут пошел дождь. По мокрым камням лазить стремно даже Ксюхе (и правильно). Пришлось им вернуться, ну а состояние Ксюхи угадать несложно.

Второй столб с первого

    Мы сели на рюкзаки под скальный выступ, чтобы дождь на нас не падал. Там мы просидели довольно долго, пока дождь не ослаб. Дождь не был теплым, да и воздух сам по себе не радовал летней духотой. Весь день мы были одеты довольно плотно. То ли оттого, что столбы находятся в маленьких, но всё же горах, то ли оттого, что лето в Сибири быстро заканчивается.
    Когда дождь кончился, но камни еще не просохли, ребята сходили на базу, где по идее должны быть места под палатки. Об уходе из заповедника не могло быть и речи, ведь Ксюха еще ничего не покорила. На самом деле, место явно стоило того, чтобы остаться подольше. База оказалась простым скоплением пары домиков с хозяйством. Ребята постучались в один из них, во дворе которого стояла палатка. Хозяин не сразу, но согласился разрешить нам переночевать по таксе, указанной на входе (100 рублей с человека). Наверное, можно было попробовать и забесплатно, но хорошие идеи приходят слишком поздно.
    Договорившись с мужиком, мы пошли покорять новые столбы. Первый столб оставили назавтра. Пока довольствовались не менее интересными, но менее высокими столбами «дед», «прадед» и им подобным, всех не вспомню. Вид с них открывается потрясающий. Красоту нарушают только тупые надписи в стиле «здесь был Петя». Впрочем, некоторые надписи не столь ужасны. Например, крупное слово СВОБОДА на отвесной стене второго столба, отлично видимое с других мест.

Зеленое море тайги

    Ксюхе с Чаем были интересны в первую очередь сложные (но проходимые без снаряжения и страховки) участки столбов. Я по мере возможностей их поддерживал. В результате мы с Чаем один раз забрались в довольно неприятное место, откуда пришлось долго выбираться.
    А вот когда мы подошли к одному из самых знаменитых столбов «Перья», скалолазного желания не возникло. Этот столб представляет собой 40 метровую гладкую скалу, состоящую из нескольких частей – перьев. Позднее мы узнали, что основной способ залезть наверх – это лезть почти все 40 метров в распор между перьями, рискуя сорваться и пролететь все эти 40 метров вниз. Круто наверное, но нам еще до Байкала хотелось добраться.

Перья

    После перьев мы пошли на «кордон», где договорились ночевать. Мужик оказался нормальным, но с некоторыми странностями. За водой он нам предложил сходить на родник, дав два ведра и странное коромысло. Расплескав половину, Чай с Ксюхой таки принесли воды. Готовить мужик (звали его Борис) разрешил дома. Пока девчонки готовили, он доставал их философскими разговорами. Мы же сидели на улице, любуясь на красивейший вид двух первых столбов.
    Этой ночью мне снилось, что я лазаю по столбам, срываюсь и лечу вниз. Но самое плохое то, что было очень холодно по сравнению с предыдущими ночами. Пришлось посреди ночи даже одеть термушку. Осень в Сибири приближалась неумолимо.
    На следующий день опять была тоскливая погода, поэтому мы никуда не торопились. Палатки собрали под навесом для дров, чтобы не промочить их окончательно. Потом потихоньку двинули к столбам. Погода понемногу разошлась. Когда мы подошли к первому столбу, ребята решили слазить. Чай отправился с девчонками, чтобы показать им наиболее быстрый и безопасный маршрут. Катюха, правда, скоро вернулась. Какое-то препятствие было для нее слишком сложным, да и она не особо рвалась. Остальные слазали, отчего настроение Ксюхи улучшилось.

Ксюха на вершине первого столба

    После этого мы обследовали еще парочку столбов, в частности, вылезли на самый верх третьего столба (кроме Катюхи опять же). Оттуда открывалась отличная панорама остальных столбов, особенно красивым был монументальный первый столб. Пока ютились на вершине, опять пошел дождь. Поэтому спускаться пришлось по свежесмоченным камням.

Вид на первый столб с вершины третьего

    На этом мы посчитали осмотр столбов законченным и пошли на выход. Когда выбрались из заповедника и дошли до трассы, дождя уже опять не было. Мы находились с южной стороны города на трассе в Абакан. На Хакасию мы забивали, а вот съездить посмотреть на находящуюся неподалеку Красноярскую ГЭС хотелось. Туда и отправились.


Красноярская ГЭС.

    В Сибири с железными дорогами негусто. Есть Транссиб, идущий до Владика. На него нанизаны почти все крупные и некрупные города. Дальше на востоке его дублирует БАМ. Но, в общем, почти во всех городах есть два направления ж/д: на восток и на запад. В Новосибирске есть еще направление на юг, к Барнаулу. В Красноярске тоже есть ветка на юг, но она совсем короткая и связывает город с Дивногорском – городке гидростроителей в 30км выше по Енисею. Ж/д идет между рекой и автотрассой. Мы быстро нашли ближайшую платформу. Выглядела она довольно запущено. Позднее мы узнали, что электрички здесь ходят всего пару раз в день. В этот же раз мы просто забили и решили все-таки доехать автостопом.
    Машин много, но почти все деньгопросы. Что и неудивительно, все-таки практически ситистоп. В итоге нам с Ксюхой удалось застопить Оку. Я поначалу даже не поверил, что мы влезем. Пришлось посадить Ксюху назад и буквально закидать рюкзаками. Сам же я сел на переднее сиденье.
    Водитель ехал в Дивногорск и обсудил с нами состояние современной милиции. Сам он работал преподавателем (не уверен точно) в школе этой самой милиции. При этом он очень плохо отзывался о так называемых стражах порядка. По его мнению, у них, начиная еще со школы, нет ни культуры, ни порядочности, ни принципов. «Надо просто взять и всех расстрелять. Хуже уже не будет». Когда такое говорит преподаватель школы милиции, становится слегка страшновато.
    Пейзаж же, напротив, был безумно радостным и красивым. Енисей был зажат в сопках, по которым дорога проходила серпантином. Чем-то напомнило дорогу на черноморском побережье Кавказа в районе Туапсе. Только здесь суровая сибирская природа: холодная широкая река, тайга, обрывистые скалы.

Енисей

    Мужик провез нас за Дивногорск, сказав, что до самой плотины еще километров 7. Ксюха сбегала в магазин, потом мы безуспешно стопили. Никто не останавливался даже за деньги. Вскоре до нас дошли Катюха с Чаем, которых высадили в центре Дивногорска. После этого мы все вместе пошли к плотине пешком.
    Местность была не очень приятная. Почти все протяжение была какая-то промзона. Перед самой плотиной (или после, если смотреть по течению) находится широкий мост через Енисей. Трасса идет именно по нему. Был уже глубокий вечер, поэтому бесполезно было попасть на экскурсию внутрь (а позднее мы узнали, что и невозможно). Поэтому мы решили перейти мост и искать уже место для ночлега.
    Сама станция, изображенная все на той же десятирублевой купюре, представляет собой монументальное сооружение. Она, конечно, не такая огромная, как Саяно-Шушенская ГЭС, но все равно производит впечатление. Я никак не мог понять, где же шлюзы. Бетонная стена станции шла от берега до берега. На тот момент это осталось загадкой. Только в Москве мы выяснили, что по одному берегу проведены огромные рельсы, по которым катается огромный «таз». В этот таз заходит корабль, и его перевозят выше или ниже плотины. Думаю, в жизни это выглядит очень круто.

Красноярская ГЭС

    Мы же довольствовались видом Енисея и сопок. Река выглядит очень солидно. Видна ее мощь. Температура воды там не больше 8 градусов, а глубина и скорость течения очень большие. Из нее уж точно не выберешься, если спрыгнешь.
    Когда мы были на середине моста, нас застал дождь. Даже не дождь, а ливень. Мы побежали вперед и укрылись под навесом поста ГАИ, находившегося сразу за мостом. Небо, тем временем, продолжало поливать, извергая месячную норму осадков. Была и другая проблема. Трасса проходила между сопок, и не очень понятно было, где искать место для ночлега. Тем более лес был явно очень мокрым.
    В итоге, когда дождь кончился, мы нашли какую-то лесную дорогу на вершину сопки. Она естественно была размыта до непроходимого состояния. Прыгая через лужи и грязь, мы забрались наверх. Тут проходила огромная ЛЭП, передающая энергию от станции. От ЛЭП исходило характерное жужжание. Однако выбора у нас уже особо не было, так как мы были мокрые и уставшие. Мне совсем не хотелось ночевать под ЛЭП, поэтому мы забурились в соседний насквозь мокрый лес и поставились там.
    С утра Чай уехал в город довольно рано. Нехорошая история в Москве в итоге разрешилась, и ему надо было лететь. Мы вышли попозже. Я начал стопить сразу, а девчонки пошли к мосту, чтобы еще пофоткать станцию. Однако я очень быстро поймал какого-то МЧСовца с сыном, который, увидев девушек, подхватил их тоже, да еще и отругал меня, что я их бросил. Мужик оказался врачом-спасателем, с Катюхой они поговорили на медицинские темы. Надо сказать, что у него были достаточно здравые взгляды. Кроме того, он начал расписывать нам бесчисленные природные красоты и достопримечательности этого района. Говорил нам, что мы по сути ничего не видели, и только зря скатались. В общем, я такое слышал уже не в первый раз. Если смотреть все достопримечательности по дороге, то далеко не уедешь.

У моста через Енисей перед плотиной

    Он высадил нас уже в городе, откуда мы на автобусе добрались до вокзала, где опять встретились с Чаем. Он вылетал вечером в Москву и собирался прилететь через несколько дней уже в Иркутск. Нам же надо было за это время добраться туда стопом. Мы рассмотрели несколько вариантов продолжения путешествия, в итоге девчонки храбро решили ехать вдвоем. Мне же предстояло испробовать радость одиночного стопа.
    За этот день мы успели еще поесть и закупиться. Уже в районе пяти вечера мы на электричке отъехали загород и начали стопить.


Стоп Красноярск – Иркутск.

    Девчонок я пустил вперед. Уже скоро они застопили машину, о чем и отписались смской. Мы договаривались держать плотную связь всю дорогу до Иркутска. Они поймали машину до Канска, последнего крупного города в красноярском крае, в двухстах километрах к востоку. В итоге ночевали они где-то загородом.
    Мне же не так повезло. За вечер я сменил четыре машины, но так и не добрался даже до Канска. В этот день была пятница, поэтому, как и из Новосиба, ехал я с дачниками. Вначале на два километра подвезли две девушки на шестерке, потом мужик средних лет, потом семейная пара, потом еще один мужик. Всем я говорил, что ехал на Байкал вдвоем, но потом напарнику пришлось вернуться в Москву. Рассказывать всем про нашу сложную схему обмена партнерами мне не хотелось.
    За Красноярском сопки опять сошли на нет, и пейзаж стал просто холмистым, вроде того, что был за Томском. Когда я вылез из четвертой машины, были уже сумерки, влево отходила деревня, вправо местность меня не привлекала. Я пошел вперед на холм, намереваясь заночевать в лесу за деревней. Как назло, лесок оказался березовой рощей, которая отлично просматривалась с любой стороны насквозь, да еще и находилась на крутом склоне холма. Место совсем не радостное, но выбора не было. Идти дальше в ночь не хотелось. Я нашел место поровнее, поставил палатку, поужинал и лег спать. Спать пришлось практически стоя.
    Утром я встал пораньше, быстро собрался и пошел на трассу. Кругом расстилался туман, поэтому мне пришлось подняться на холм. Первую машину я застопил очень быстро. Снизу из тумана вынырнул разбитый праворульный микроавтобус. Парень перегонял машину в Канск и согласился подвезти меня. Он довольно резво гнал машину через холмы и туман, периодически обгоняя по обочине.
    В Канске есть объездная дорога, однако, чувак ехал в сам город. Я протупил и поехал с ним. Затем я вылез уже в городе и протупил еще раз. Мне подумалось, что город должен быть небольшим, и я скоро выйду на другую сторону пешком. 2 часа мне понадобилось на это. А день на удивление был жарким и летним. Я прошел почти через весь город. Видел и многоэтажные районы, и деревенскую застройку, широкую реку Кан, заброшенные советские парки отдыха, Транссиб. Надо сказать, город ничем не примечателен, не отличается от таких же городов в центральной России. Повсюду видна если не бедность, то, по крайней мере, не очень хорошее материальное обеспечение.
Выйдя, наконец, из города я перекусил остатками еды. Теперь у меня не было ничего съестного. Но надо было ехать, я и так двигался медленно. Девчонки были уже в Иркутской области и жаловались мне на ужасные дороги там.

Где-то в Сибири

    Скоро я застопил двух местных крутых ребят на пару десятков километров. Они ехали со скоростью близкой к 200км/ч, громко слушая магнитолу. Так бы ехать до самого Иркутска, но они высадили меня на безлюдном повороте. Здесь была прямая трасса с ужасно маленьким трафиком. Очень редко проезжали транзитники с номерами восточных регионов. Чаще попадались местные, едущие в последний пункт красноярского края – поселок Нижний Ингаш. Но девчонки сказали мне, что за Ингашом асфальт кончается и стопить там крайне неприятно. Поэтому я отказывался ехать до Ингаша, хотя мне предлагали несколько раз.
    Предлагали, в основном, разбитые машины, выворачивающие с поворота, куда уехали мои предыдущие попутчики. Их скорость была заметно меньше, чем транзитников, поэтому им было значительно проще останавливаться. Очередной раз остановилась шестерка, в которой сидело трое: странный неадекват за рулем, толстый полуголый парень рядом и пожилой мужик сзади. Толстый чувак разговорился со мной, расспрашивал про путешествие. В это время водитель повернулся ко мне и грубо сделал непристойное предложение. На мое счастье, мужик сзади отвесил ему подзатыльник, а я, не меняя голоса, продолжил разговор. В итоге ребята уехали, но неприятный осадок остался. Больше мне не хотелось стопить деревенских парней, выворачивающих с поворота.
    Но транзитники не останавливались. В итоге уехал на газельке до Нижнего Ингаша. За 10км водитель успел еще починить машину разок. Нижний Ингаш оказался вытянутым вдоль дороги крупным поселком. Надо было конечно зайти в магазин, но мне хотелось ехать вперед, и я наивно полагал, что не останусь голодным. Дальше я дошел почти до конца Нижнего Ингаша и увидел ж/д переезд, за которым федеральная трасса теряла асфальтовое покрытие. Проезжающие там машины поднимали клубы дыма.
    И тут мне, наконец, повезло. Автостоп учит, что когда-нибудь обязательно повезет. Мне повезло в Нижнем Ингаше – я застопил машину с иркутскими номерами. В ней ехала пожилая пара: Владимир Николаевич и Лидия Тихоновна. Они возвращались домой после путешествия по всей России, по которой у них разбросало многочисленных родственников. Таким способом они путешествовали уже не первый раз. На заднем сиденье у них лежал надутый матрас для ночевок, куда переместилась Лидия Тихоновна, а я сел вперед. Несмотря на разницу в возрасте, я быстро нашел общий язык с новыми попутчиками. Им я рассказал всю правду о нашем путешествии, после чего они стали сильно переживать за девчонок. Неудивительно, ведь у них четыре дочери, младшей из которых они в свое время запретили ездить стопом. Сразу начались рассказы про ужасные нравы местных обитателей, особенно славного города Нижнеудинска. С некоторого времени было решено подобрать девчонок как можно скорее.
    В Иркутск сегодня добраться было нереально, слишком плохая начиналась дорога. Поэтому Владимир Николаевич и Лидия Тихоновна собирались доехать до населенного пункта Зима, где у них жили родственники и заночевать у них. Это 300км не доезжая до Иркутска. Но туда тоже еще надо было доехать, поэтому пока мы просто наслаждались сибирскими дорогами. А дороги здесь действительно ужасны. Грунтовые участки общей протяженностью не меньше 150км сильно снижают скорость и повышают аварийность. Знаки ограничения скорости в 70км/ч выглядят издевательскими. Даже джип здесь не сможет так ехать. А обычные легковушки плетутся ниже 40км/ч. И это единственная федеральная трасса на восток. Раньше было еще хуже. Сейчас же прямо через сопки строится новая дорога. На вид она очень мощная, но, сколько она продержится – вопрос.
По дороге мы въехали в Иркутскую область – самую большую по площади область в РФ. Время сместилось на час вперед и составляло +5 от Москвы. Это самый дальний часовой пояс, куда мы смогли забраться за время путешествия.

Красноярск - Иркутск

    Пейзаж был сибирским. Сопки, тайга, бесконечные просторы. Редкие деревни, казалось, жили натуральным хозяйством. Вдоль дороги сидели местные и продавали  втридорога дары природы. Люди из деревень отличались на вид очень сильно. Несмотря на славянскую внешность, они выглядели заметно по-другому. Видимо, цивилизация здесь настолько отсутствует, что люди выглядят как в начале 20го века до массовой акселерации населения. Я уж не говорю, про общую немытость и потертость. Как будто во Вьетнаме оказались.
    Вечерело, девушки написали нам, что едут в машине с чуваком до Братска. Но Братск заметно в стороне, поворот на него в поселке Тулун. Там и решили встречаться. В Тулуне мы оказались уже ночью, усталый Владимир Николаевич уже начал засыпать за рулем. В итоге девчонок мы поймали. Затем сдули матрас, и втроем разместились на заднем сиденье. До Зимы пришлось ехать еще, но мест в квартире для нас там не было. Пришли к решению высадиться в каком-нибудь леске. А завтра вместе поехать дальше. Но у Зимы лесов не было, сплошные поля, поэтому забурились просто в придорожную рощицу.
    Оставшись втроем, мы поставили палатки и поужинали. Тут я понял, насколько неосмотрительно я не закупился едой. Ночью опять пошел дождь, и похолодало. В Иркутске погода вообще не баловала горожан этим летом. В июне было настоящее наводнение, а потом до нормальной жары дело и не дошло.
    С утра, как и договаривались, нас опять подобрали Владимир Николаевич и Лидия Тихоновна. Уже до обеда мы были в Иркутске. Заехали в гости, помылись и пообедали. После чего Владимир Николаевич помог нам купить местную сим-карту, обменялся контактами и попрощался. Утруждать наших новых знакомых нам не хотелось, поэтому мы поехали на вписку. Но все же стоит признать, что Владимир Николаевич и Лидия Тихоновна являются нашей самой большой автостопной удачей за все время путешествия.


Иркутск.

    Приехав в Иркутск, мы позвонили по телефону, который дала нам Татьяна из новосибирского Академгородка. Голос на той стороне обещал помочь, чем сможет, и скоро прислал телефон вписки. Хозяином вписки оказался чувак по имени Брюс. Трехкомнатная квартира, причем не его, в этот год служила пристанищем для многих автостопщиков. Временами жизнь напоминала там коммуну, временами все разъезжались. Мы провели там 3 дня, пока не прилетел Чай. За это время отдохнули, изучили город и познакомились с кучей народа.
    Сам Брюс был довольно своеобразным чуваком. При нас он вел жизнь эдакого хиппи, то есть ничем особым не занимался. Квартира принадлежала его подруге, которая уехала в Москву, и он временно жил здесь один. На жизнь он зарабатывал ремонтом. Эта работа ему нравилась, так как выделяла ему много свободного времени. Денег зато у него не водилось, к тому же после очередного заказа его нередко кидали. При нас у него было 100 рублей, которые он в итоге потратил на зубную щетку, пасту и пачку сигарет. Из еды у него оставался мешок риса от прошлых вписчиков. Естественно мы делились с ним ужином и завтраком. Он же делился с нами аццкими рассказами про свои приключения. Почти всегда они были настолько фееричны, что даже не верилось, однако получалось у него, как минимум, складно. Особенно поразила нас история, как он выпрыгнул из окна четвертого этажа и даже ничего не сломал. В довершение ко всему Брюс увлекался компьютерами. По всей квартире стояло несколько безнадежно устаревших машин, он собрал их из выкинутых или ненужных кому-то компонент. На эту тему мне с ним нашлось, что обсудить. Это позволило мне сделать вывод, что он неплохо прокачен и при меньшей раздолбайности наверняка смог бы найти работу в этой отрасли. С Брюсом мы, в основном, пообщались в первый день вечером. На второй день с утра мы поехали изучать Иркутск.

Вид на Ангару из окна вписки в Иркутске

    Иркутск – следующий крупный сибирский город по дороге на восток. Несмотря на население в 600 тысяч, он играет очень большую роль в жизни региона, так как более крупных городов нет с одной стороны до Красноярска, с другой до самого Хабаровска. Город в некоторой степени является туристическим центром, здесь легко можно встретить иностранных туристов и бэкпэкеров. Привлекает их, понятное дело, не сам город, а Байкал, до которого по прямой всего 70км. Именно это расстояние успевает протечь река Ангара от истока из озера до Иркутска.
    Сам город не представляет большой достопримечательности. Тут конечно есть интересные места, старая деревянная архитектура (город основан в 1661),  советские монументальные здания в центре, прогулочная набережная вдоль Ангары. Но ничего такого, ради чего сюда стоило ехать специально. Вообще, одной из самых удивительных вещей, увиденных мной в путешествие, – это нескончаемость России на восток. Едешь 5000 км, а люди говорят точно так же, города очень похожи друг на друга, особенно спальные и заводские районы, одна культура, нравы, обычаи. Уже не так и интересно смотреть на города. А всего в 400км в другую сторону от Москвы начинается уже другая страна, где люди говорят по-другому.

Церковь в Иркутске

    С другой стороны, то ли в связи с туризмом, то ли в связи с удаленностью от центральной России, здесь заметно выше цены. Даже в Красноярске все нормально, а уж цены в столовой нас там очень радовали. В Иркутске, напротив, нормальной едальни мы так и не нашли, а пицца в центре города стоит не меньше, чем в Москве. Интернет-кафе безбожно дороги: рубль за минуту + трафик. Зато очень дешевая сотовая связь. У меня на иркутской симке звонки на все мобильные региона стоили то ли 50 копеек в минуту, то ли 25.
    Иркутск состоит из сильно разбросанных вдоль Ангары районов. Непосредственно центр довольно мал и неказист. Тут опять срабатывает схема, что в 100 метрах от центральной улицы или площади можно оказаться в настоящих трущобах, ну или китайском рынке. Китайцев здесь опять же много только около рынков. А вот бурят можно встретить где угодно. Нельзя сказать, что в Иркутске много бурят, но все же они составляют заметную часть населения.
    В дополнение несколько запомнившихся фактов об Иркутске. Местный арбат называется улица Урицкого. Город засыпает рано, мало круглосуточных магазинов, уже в 9 вечера на арбате пусто как в городе-призраке. Аэропорт находится практически в черте Иркутска, из-за чего самолеты низко летят над самым центром. Насколько я помню, из-за этого в свое время даже какая-то трагедия произошла. Машины, как нетрудно догадаться, почти все праворульные за исключением совсем старых поделок нашего автопрома. А вот микроавтобусы все как один леворульные, правда, китайского производства.

Ленин в Иркутске

    Отдельный прикол, это герб города. На нем изображено мощное животное черного цвета с соболем в зубах и огромным хвостом вверх. Животное называется бабр. Кто такой бабр? Оказалось, что изначально это был сибирский тигр, давно истребленный и выглядевший как обычный тигр. И на гербе был изображен обычный тигр. Потом кто-то спутал бабра с бобром, и зверь получился гибридом. Такие дела.
    Брюс жил в, наверное, единственном достойном посещения районе города наравне с центром. Это был микрорайон Солнечный, находящийся на восточном выезде из города практически на берегу Ангары. Из окна девятого этажа, где находилась квартира, был отличный вид на водохранилище, плотину и сопки позади реки. Вечером плотина, по которой шел автомобильный мост, неплохо освещалась. На следующий разгрузочный день, мы с Катюхой пошли обследовать именно ее.

Ледокол Ангара на реке Ангара

    В углу водохранилища стоит корабль-музей «Ангара» – ледокол, плававший некогда по Байкалу. Рядом сидят рыбаки, находится зона отдыха и даже занимаются виндсерфингом. Вода холодная, недаром она вытекает из Байкала, однако находятся смельчаки, устраивающие неплохие заплывы. Ближе к плотине мне тоже захотелось окунуться, однако минутного стояния по колено в воде было достаточным, чтобы вокруг ног образовалось черная полоса. Купаться сразу расхотелось.

Иркутская плотина

    Сама плотина неплохая, но после Красноярской не производит большого впечатления. Ниже по течению река становится бурной и узкой, а рядом находятся различные затоны и заводи, где много рыбаков и отдыхающих. С самой плотины открывается неплохой вид на Иркутск. В хорошую погоду любой город выглядит хорошо, особенно с панорамного вида. Правда, хорошая погода продолжалось недолго. К вечеру нашли тучи, и пошел дождь.

Иркутск с плотины

    А в квартире у Брюса был наплыв народу. Во-первых, кроме нас приехали стопщики из Тюмени Лев и Надежда. Во-вторых, приехал еще один проживающий в квартире – молодой парень Крапаль, зарабатывающий на жизнь созданием скульптур. Он нарвал конопли, позвал друзей. В общем, вся квартира очень своеобразно провоняла. Надо сказать, что все ребята были мирные и спокойные. Покурив, они разошлись. Оставшиеся побазарили за жизнь, благо все были стопщики, всем было, что обсудить.
    Ну а на следующий день наконец-то вернулся Чай, и мы двинули в сторону Байкала. Началась заключительная часть нашего путешествия, в которой мы все-таки достигли манящей и некогда далекой цели.

Новосибирск – Иркутск
Байкал и окрестности

 

Хостинг от uCoz