Путешествия Владимира Кононова

Автостопное путешествие на Байкал

 


Общая информация.

Сроки: 24 июля – 1 сентября 2009 года.

Участники:

Володя Кононов

Владимир Кононов.
Маршрут: Москва – Казань – Ижевск – Екатеринбург – Тюмень – Тобольск – Новосибирск – Томск – Красноярск – Иркутск – Ольхон – Листвянка – Култук – Улан-Удэ – Иволгинск – Иркутск – Красноярск – Москва.
6700 километров стопом. 60 машин. 16 регионов России.

Чай Михаил Чайкун.
Маршрут: Москва – Самара – Уфа – Челябинск – Екатеринбург – Тюмень – Тобольск – Новосибирск – Томск – Красноярск – Москва – Иркутск – Ольхон – Листвянка – Култук – Улан-Удэ – Иволгинск – Иркутск – Красноярск – Москва.
Катюха Екатерина Цицилина.
Маршрут: Москва – Казань – Ижевск – Екатеринбург – Тюмень – Тобольск – Новосибирск – Томск – Красноярск – Иркутск – Ольхон – Листвянка – Култук – Аршан – Иркутск – Красноярск – Москва.
Ксюха Ксения Клинова.
Маршрут:
Новосибирск – Томск – Красноярск – Иркутск – Ольхон – Листвянка – Култук – Аршан – Иркутск – Красноярск – Москва.

Летопись.


Предисловие.

    Автостопное путешествие на Байкал было задумано нами чуть ли не за год. За это время мы успели заметно увеличить наш автостопный опыт, собрать материалы, наметить даты и ключевые пункты маршрута. Состав участников претерпел некоторые изменения, в основном в сторону уменьшения. По разным причинам не поехали Макс, Настя и Илюха, а Ксюха могла присоединиться к нам только в Новосибирске. Однако путешествие все-таки состоялось. Для всех нас это было самой масштабной поездкой такого рода, что периодически приводило к некоторым косякам и бесценному опыту.
    Оглядываясь назад, я понимаю, что полностью описать поездку просто невозможно. Хотя бы потому, что мы просто жили в поездке; жили особой дорожной жизнью. Масса самых различных впечатлений, происшествий, услышанных историй и увиденных людей – подробный рассказ занял бы не меньше места, чем сама поездка, то есть 5 недель. Именно столько длилось наше путешествие. Поэтому просто поделюсь некоторыми впечатлениями о поездке по самой большой в мире стране без претензии на полноту и беспристрастность. Кстати, эта первая моя поездка, которую я могу с гордостью назвать путешествием. Для меня оно началось 24 июля 2009 года.


Начало.


    24 июля 2009 года я ушел с работы раньше обычного, взял заранее подготовленный рюкзак, посидел на дорожку и поехал на Курский вокзал столицы. Добрался без приключений и встретил Катюху у касс нижегородского направления. Мы приехали заранее, поэтому неторопливо купили билеты и сели в электричку, заняв сидячие места. Выезжать из Москвы стопом не очень удобно, и мы решили отъехать от города подальше с тем, чтобы завтра начать стопить уже с владимирской области. Изучив карту, я решил ехать до Омутищ, так как эта станция была недалеко от трассы и окружена лесами, где можно переночевать. Туда мы добрались уже к вечеру. В сумерках прошли около километра по лесной дороге и уже в полной темноте поставили палатку. На горелке приготовили ужин, поели и легли спать. Несмотря на наши опасения, в палатке, которую я купил перед путешествием, было вполне просторно. Все вещи легко помещались в ногах.
    С утра мы позавтракали, и я, взглянув на карту, понял, что мы пошли не по той лесной дороге. Однако возвращаться назад не хотелось, и мы решили пробиться к трассе напрямую через лес и вырубки. Это затея заняла у нас пару часов, в течении которых нам приходилось идти через болото и продираться через бурелом. Один раз видели следы лося. Ориентирование не составляло большого труда, так как шум трассы стал слышен буквально сразу же и возрастал по мере приближения. При этом сама дорога стала видна только, когда мы вплотную подошли к ней. Интересно, что думают лесные звери об этом сильном шуме, который издает нечто неведомое за лесом.


Европейский стоп.

     Федеральная трасса М7 Москва-Уфа начинается с Шоссе Энтузиастов в Москве и проходит через такие города, как Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Набережные Челны. Наряду с М5, по которой ехал Чай, это одна из двух трасс, ведущих на восток. Сегодня мы намеревались доехать до самой Казани, хотя в 10 утра были более, чем в 800 километрах от нее. Однако стоп не задался. В том месте, где мы вышли на дорогу, она представляла собой четырехполосный автобан с большим потоком разнообразных машин, идущих с большой скоростью. Постояв с полчаса, мы решили пройти чуть назад, где был какой-то съезд в сторону, и была надежда, что машины там слегка притормаживают. Как только мы туда пришли, начался дождь, и нам пришлось одеть куртки. Однако дождь не помешал остановиться какой-то одиннадцатой ладе. Водитель согласился подвести нас до Владимира, мы кинули рюкзаки в багажник и залезли на заднее сиденье. На переднем сидел еще пассажир – молодой парень, который вышел в Петушках. После этого водитель сказал мне пересесть вперед, и завязался разговор.
    Водитель – мужик за 30 лет – оказался прапорщиком российской милиции, едущим в Суздаль по делам. Жизнь у него была интересная, и он успел рассказать нам про службу в Чехословакии в начале 90х, про работу милиционером в Чечне-Ингушетии, куда он часто ездит в последние 7 лет и за что его повысили до прапорщика, и просто про бардак в современной милиции. За разговором мы въехали во Владимир. У этого города существует две объездные: северная и южная. Южная проходит совсем в стороне, и там ездят основные транзитники. Северная проходит по окраине города, но на ней находится поворот на Суздаль, поэтому высадили нас уже там.
    Во Владимире дождя не было, так как туча осталась позади, двигаясь за нами. Нам пришлось голосовать практически в городе на широкой дороге у многоэтажных домов. По номерам было видно, что транзитники здесь не ездят, однако, мы на удивление быстро застопили УАЗ-Патриот до выезди из города. За рулем сидел средних лет мужик, а на заднем сиденье его маленький сын, они ехали на дачу. Мужик оказался любителем путешествий, рассказывал нам про Среднюю Азию. Оказалось, что он знает про АВП и путешествия автостопом. Также мы с ним успели обсудить особенности нового детища российского автопрома под названием УАЗ-Патриот. Однако ехали мы с ним недолго: выехали из города, проехали мимо Боголюбова и знаменитой церкви Покрова-на-Нерли, добрались до южной объездной, за которой он нас высадил в неплохом месте. 
    Тут поток машин был уже меньше, но все равно приличный. Из-за большого потока приходилось постоянно держать руку на весу, из-за чего она быстро уставала и мы менялись местами с Катюхой через 10 минут. Довольно скоро она застопила грузовую газельку. Мы положили рюкзаки в грязный и пыльный багажный отдел и сели вперед к водителю. Это оказалась машина почты. Поговорить с водителем толком не удалось, так как он через несколько километров остановился у почтовой фуры, у которой были неполадки, и сопровождающим к которой он ехал. Пока они чинились мы попробовали застопить что-то еще. Однако за целых полчаса нам это не удалось, и мы сели обратно в газельку.
    Почтовики ехали не быстро, со скоростью фуры, зато аж в саму Казань. Точнее она у них была первым пунктом по пути в Сибирь. Наш водитель лет сорока оказался очень разговорчивым. Он постоянно болтал, перемежая свою речь шутками и матом. Однако матерился он удивительно органично, и даже Катюха потом признала, что ее это не напрягало. Мужик рассказал нам про свою службу в Кронштадте, про всех своих друзей и родственников, и, главное, про работу. А она у него была интересная. По долгу службы он объездил весь СНГ, бывал и на севере западной Сибири, и на Кавказе, и в Средней Азии и просто по всей России. В путешествиях с ним постоянно случались всякие приколы и интересные события, которыми он щедро делился с нами. Иногда, он прерывался и просил рассказать что-нибудь о нас. Однако я не успевал сказать и десяти предложений, как он перебивал, вспомнив что-то, и начинал: «а еще у меня был случай…».

Москва - Казань

    Погода потихоньку разгулялась, точнее мы уехали в более разгулявшееся место. Ближе к Нижнему пейзаж за окном слегка поменялся. Появились красивые лесистые холмы, на которых тут и там стояли здоровые вышки ЛЭП. Провода были натянуты над Окой между холмами на разных берегах, поэтому вышки приходилось делать выше обычных.
Нижний Новгород проехали по объездной, успев переехать Оку и посмотреть на красивый панорамный вид на город с очередного холма. За объездной почтовики собирались закупаться в местном Ашане, предупредив нас, что поедут дальше только через пару часов и ночевать будут только в Чувашии. Мы попрощались с ними и пошли к выезду из города, который находился совсем рядом. По пути мы перекусили остававшимися у нас вафлями, устроив мини-обед.
    На выезде из Нижнего мы простояли почти час. Уже стало заметно вечереть, и утренняя туча стала нас нагонять. В итоге остановилась женщина на пятнашке. У нее был своеобразный прокуренный голос, она ехала к кому-то на дачу, куда давно не ездила, и мы с ней вместе пытались ориентироваться. Водила она неплохо, даже вроде разбиралась в устройстве автомобиля. В какой-то момент у нее что-то случилось с тормозами, она остановилась, открыла капот, повтыкала несколько минут, позвонила каким-то знакомым. В итоге оказалось, что тормоза просто перегрелись за день. Постояв немного, мы поехали дальше.
    Женщина провезла нас около 60 километров, дальше она сворачивала с трассы в сторону. Мы встали около придорожного кафе стопить дальше. Полчаса ничего не могли поймать, а было уже полвосьмого. Я уже не надеялся доехать до Казани. Но стоявший у кафе дальнобойщик предложил нас подвезти. Мы залезли к нему в просторную кабину. Катюха завалилась назад на лежачее место, прячась за занавеской у каждого поста ГАИ.
    Мужик оказался белорусским дальнобойщиком. По работе он объездил всю Европу, доезжал до самой Португалии. При этом в отличие от многих других водителей, он интересовался этими странами. Когда выдавалась свободная минутка, посещал города и достопримечательности, а не сидел и пьянствовал на стоянке. Слушать его было действительно интересно. Говорил он грамотно, не матерясь.
    Мужик проникся нашим путешествием и хотел довезти нас до Казани в тот же день. Хотел, чтобы нас встретили. Однако я понимал, что в Казани мы будем уже ночью, и Макс нас встретить не сможет. По настоянию водителя я даже позвонил ему. В итоге пришлось заверить водителя, что нам бы добраться до казанской объездной, а дальше мы не пропадем.
    Ехали мы довольно долго. В Чувашию въехали уже в сумерках, а Чебоксары проехали и вовсе в темноте. Наш водитель отлично знал дорогу и без проблем ориентировался на самых непонятных и темных развязках. Ближе к Казани посреди ночи иногда попадались освещенные мосты, поселения и просто участки дороги. Водитель даже проводил нам небольшую экскурсию. Было видно, что и тут он уже далеко не в первый раз. Периодически монотонная дорога клонила его в сон, и мне приходилась разговорами будить его.
Проехав большой ярко освещенный мост через Волгу, мы попали на казанскую объездную. Мужик провез нас немного по ней и высадил у какой-то развязки. Когда мы распрощались, был уже час ночи. Мы с Катюхой зашли в ближайший лесок, поужинали на скорую руку и завалились спать.


Казань.

     Встали мы где-то в 8 утра. Несмотря на ранний час, было светло и тепло, даже жарко. Быстро собравшись, мы пошли в город. Перебежали объездную – теперь это сделать было сложнее, чем ночью. На противоположной стороне нашли большой въездной знак в Казан. Так по-татарски звучит название столицы республики.

Въезд в Казань

    По пригородным коттеджным районам дошли до автобусной остановки. Катюха попыталась постопить, но забесплатно нас никто не повез. Скоро приехал пригородный Икарус, где мы с комфортом разместились на задних сиденьях. Автобус ехал до вокзала через весь город. Из окна автобуса он показался приличным, но среднестатистическим. Многоэтажная типовая застройка чередовалась с заводами. Зато когда мы выехали на мост через Казанку – приток Волги по обеим берегам которой стоит город – сразу стало понятно, что город никак не среднестатистический. Причина кроится в Кремле, красивейший вид на который открылся нашему взору из окна автобуса. Он стоял на высоком холме у реки. За белокаменными стенами возвышался блестящий золотыми куполами на солнце православный собор и очень эффектная мечеть Кул-Шариф с синим куполом и высокими минаретами. Этот вид сразу помог мне составить о Казани самое благоприятное впечатление.

Казанский кремль вечером

    У вокзала мы вышли из автобуса. Наше почти получасовая поездка стоила нам всего 15 рублей с человека. Далее мы пошли к центральной площади у Кремля, где находится конечная станция самого молодого метро в России. Идти было недалеко и через центр. Но мы торопились к Максу, и не особо следили за достопримечательностями. По пути отметили только Булак – старую протоку, некогда соединявшую Казанку с расположенным дальше озером Кабан. Сейчас это просто застойный водоем между двумя дорогами с соответствующим цветом и запахом.
    В метро нас поразило многое, к сожалению, по большей части со знаком минус. Во-первых, безлюдность. Складывалось впечатление, что горожанам метро не нужно. Во-вторых, аццкими жетонами, которые действуют 1(!) день, стоят 10 рублей. В-третьих, темнота и подвальный запах на станциях. Несмотря на расписные стены, создается ощущение кессона. Тем более, то тут, то там видны подтеки на стенах. Видимо, метро делали на скорую руку для показухи (на тысячелетие города в 2005 году).  Поезда мы ждали довольно долго, Катюха успела пофоткать. Потом прошел мент и запретил ей это делать, попросив удалить фотки.

Казанское метро

    Ближайшая станция к Максовскому дому была противоположная конечная. В Казани всего одна ветка и шесть станций, так что мы за раз проехали все метро целиком. Конечная станция Проспект Победы самая новая, единственная построенная не к тысячелетию. Из множества запланированных выходов в город, работает только один. На улице мы попали в обычный город. Только многочисленная торговля с легким налетом восточного базара давала городу некоторую необычность. Попадались татары в традиционной одежде, в основном старики. Основную массу татар не так то легко на неопытный глаз отличить от русских. Среди торгующих попадались и более колоритные персонажи. Видимо, турки, о большом числе которых в городе говорил Макс, или среднеазиаты.
    Жара, тем временем, стала очень сильной. На небе не было ни облачка. Как позднее оказалось, Казань уже несколько недель живет в такой жаре. Дождевая туча, бежавшая вчера за нами целый день, сюда так и не добралась. Наконец нам удалось выйти на связь с Максом, только в это время он проснулся. Он вышел нас встретить, и скоро мы были у него дома. Кроме него там была только Настя, приехавшая на день раньше. Остальные жители уехали на дачу.
    У Макса мы поели и помылись. Отдохнув немного и проверив Интернет, мы поехали в город, где Макс обещал нам экскурсию. Начали с улицы Баумана – новомодного казанского Арбата. Как и положено, дорога выложена щебенкой, много сувенирных лавок. Застройка здесь русская, имперских времен, не такая крутая как в Питере, конечно. В этот день, однако, главной достопримечательностью улицы были моряки. Видимо, был день ВМФ. Молодые нетрезвые ребята ходили толпами в тельняшках по городу, останавливаясь в каждом кафе, где было пиво. Они шумно братались и кричали речевки. В далекой от морей Казани, как оказалось, полно бывших моряков.

Вид с казанского арбата на кремль

    Особенностью города является большое число самых настоящих развалин в самом центре города. Руины некогда знаменитой гостиницы царских времен вообще стоят на улице Баумана рядом с Кремлем. При нас они были закрыты строительной сеткой, а на тысячелетие их загораживали большими щитами. Если же посмотреть во дворы центра, то там откровенных развалин просто не перечесть. Откуда в центре города, где не было войны и большой убыли населения такие руины, осталось загадкой.

Казанский арбат

    Пройдя улицу Баумана, вышли к Кремлю. Тут было полно туристов, в основном русскоязычных, но попадались и иностранцы. Главной жемчужиной кремля безусловно является недавно построенная главная мечеть России Кул-Шариф. Ее вроде как воссоздали, но как выглядела мечеть, разрушенная войсками Ивана Грозного, никто не знает. Современный вариант выглядит красиво и вполне вписывается в окружающую застройку, став новым символом города.

Кул-Шариф

    Весь кремль заново построен русскими, единственным строением, уцелевшим после завоевания города, является падающая башня Сююмбике, на которую недавно надели мусульманский полумесяц. Со стен кремля открывается неплохой вид на город. Видно, что Казань активно строится и преображается.

Панорама Казани

    Внутри Кул-Шариф расположена действующая мечеть, куда не пускают. А под ней находится музей ислама, который мы посетили.
    В середине дня стало так жарко, что мне захотелось купаться, но народ меня не поддержал. Поэтому после осмотра кремля мы пошли изучать город дальше. Центр Казани представляет собой европейскую часть города с архитектурой, близкой другим городам российской империи. Кроме того, много современных строений и уже упомянутых развалин. Среди интересных мест Казани нам понравился Петропавловский собор времен Петра I. Выглядит он очень красиво, хотя и зажат между домами. Описать его тяжело, лучше увидеть.

Петропавловский собор Казани

    Также в Казани расположен третий в России университет, ректором которого долгое время был Лобачевский, а также недолго учился Володя Ульянов, памятник которому естественно присутствует. Корпуса университета, среди которых есть и старые здания, и советские высотки, расположены прямо в центре недалеко от кремля.
    Едальня, в которой Макс часто обедает с одноклассниками была закрыта, поэтому, поискав другие варианты, мы в итоге зашли в суши-бар. Пообедав там, мы продолжили осмотр города. Попали на улицу Петербургскую, которую отстроило правительство города на Неве на свои деньги, как подарок на тысячелетие. Посередине темной плиткой выложен «типа канал», через который перекинуты мостики. Ну и фонари характерно питерские. Кстати, казанцы кроме петербургской сделали в центре еще и московскую улицу. Но Лужков не купился, и ничего отстраивать не стал.
    Пройдя по городу еще немного и ненадолго зайдя в протестантский костел, мы вышли к озеру Кабан. С одного берега находятся недавно построенные красивые здания, а с противоположного – старая татарская слобода. Между ними в том месте, где озеро соединено с Булаком, расположены фонтаны и театр.

Развалины в центре Казани

    Татарская слобода тоже интересна. Она состоит большей частью из пятиэтажек и деревянных домов (ну и развалины тоже, куда без них). Но тут расположено много довольно старых и небольших татарских мечетей. Татары имеют свой особый тип мечети, где минарет стоит не рядом со зданием, а торчит прямо из крыши. Так повелось из-за того, что русские долгое время запрещали мечети, и татары придумали мечеть, которую можно сделать из любой избы.
    Погуляв по слободе, мы сели на автобус и поехали к набережной Казанки, где находятся правительственные здания. С набережной открывался отличный вид на противоположный берег, который становится все более главным. Самые современные жилые районы, расположены именно там. С этой же стороны тоже идет активная стройка. В частности построена небольшая коттеджная деревня, в которой жили главы государств на тысячелетие. Сейчас там никого нет.
    Больше всего удивило то, что периодически мы видели какое-то здание (зачастую очень солидное), при виде которого Макс округлял глаза и говорил: «ни фига себе, а раньше тут был пустырь». Так что он тоже многое узнал о родном городе.
    Потихоньку мы дошли до кремля, помочили ноги в Казанке, которая на самом деле давно представляет собой очередной водохранилище, и пошли провожать Настю на поезд. По дороге остановились у новой скульптурной группы у Кремля, где изображен татарский мужик, везущий на телеге своих детей в школу.

Скульптурная группа у Казанского кремля

    Когда мы успешно проводили Настю, стало уже совсем темно. Мы сходили в расположенный неподалеку универсам Бэхэтле – сеть магазинов, где продают традиционную татарскую выпечку. Ей и поужинали. После этого сходили в туалет в местный макдак, погуляли у ночного Кремля и дошли вдоль Булака до Кабана. Тут Макс поймал местного бомбилу, которых тут, похоже, не меньше, чем в Москве. За сотку он довез нас до Максовского дома, где мы и переночевали.
    Однако на следующий день легко с Казанью расстаться нам не удалось. Еще в начале путешествия Катюха вспомнила, что не сделала вторую прививку от клещевого энцефалита. А в Сибири и на Байкале с этим проблемы. Оставался один выход – купить где-то специальные таблетки, которые надо пить каждый день. Этим мы и занимались первую половину следующего дня.
    Сначала мы уже с рюкзаками сходили в ближайшую аптеку, но там ничего не оказалось. В этот момент Макс дозвонился до справочной, где ему сказали, что придется ехать в северную часть города (с другой стороны Казанки). Мы занесли рюкзаки обратно в дом и поехали туда.

Казанский кремль

    Автобусы на ту сторону идут не по прямой, а в объезд, где мост. Из-за этого нам пришлось добираться на нескольких перекладных, в итоге мы посетили несколько разных аптек, пока не купили все, что нужно. Меня сильно мучила жара, хотя Макс ее вообще не замечал. Мне же казалось, что в автобусе стоит нереальная духота, да и на улице не лучше. Вообще, я в этот раз сильно пересмотрел свое отношение к жаре. Раньше мне казалось, что я ее люблю, а теперь так не думаю. А ведь это была всего лишь татарская жара, а что же будет в Индии?
    Обратно к Максу мы вернулись только в середине дня, после чего окончательно попрощались и уехали уже знакомым маршрутом, которым добрались почти до выезда из города.


Республиканский стоп.

    На выезде из Казани был большой поток машин, а дорога всего двухполосной. Из-за этого все двигались медленно, успевая нас рассмотреть. Я думал, мы быстро застопим здесь что-нибудь. Действительно, довольно скоро нас подобрал мужик на легковушке, марку которой я не запомнил. Мужик оказался выходцем с Алтая, который совсем недавно перебрался в Казань. Он нас всячески поддерживал, давал различной степени полезности советы. К сожалению, довез он нас только до объездной, так как дальше ехал не туда.
    На объездной мы опять попали на М7. Тут уже было много полос и еще больший поток машин. Дорога делала поворот, перед которым мы и встали стопить. Пунктом назначения в разговоре мы указывали город Пермь, который должен был стать по плану следующим городом маршрута. Однако стоп у нас совсем не задался. Изредка останавливались татары, ехавшие в различные города республики, но никто не соглашался ехать забесплатно. Наш рюкзачный вид автостопщиков не давал им понять без остановки, что за деньги мы не поедем.
    Ситуация осложнялась аццкой жарой, от которой на трассе плавился мозг. Пейзаж составляли поле, лес и большая городская свалка за ним, над которой летали стаи птиц. Больше полутора часов мы стояли на этом месте. Забесплатно нас никто не соглашался везти даже 10 километров.
    Помощь все-таки пришла, и, что характерно, не от татар. Два деда на трехдверной Ниве остановились и подобрали нас. По пути они с нами не говорили, но из их разговора между собой можно было заключить, что сами они из Челябинска. Тот дед, что за рулем был, видимо, очень опытным водителем. Он очень уверенно чувствовал себя на трассе и иногда позволял себе довольно опасные обгоны. Ехали мы с ними быстро, и через пару часов были уже около Елабуги.
    Тут наши пути расходились, они уезжали через Набережные Челны, а нам надо было ехать через Ижевск. Развязка находится посередине поля, без каких-либо поселений рядом. Это, а также усталость и приближающийся вечер, заставили нас принять решение не ехать дальше, а встать на ночлег в рощице неподалеку. Позже мы пришли к выводу, что, надо было, конечно, постопить еще. До темноты было прилично времени, и могли бы заночевать уже в Удмуртии или даже поймать машину до Перми, но тогда мы только набирались опыта.
    Зато мы спокойно расположились, поужинали и поболтали перед сном. Встали рано, часов в 7. Несмотря на формальное московское время, фактически здесь был другой часовой пояс, и в это время было уже светло. Позавтракав, мы вышли на трассу. Поток машин был маленький, да и те, что были, не спешили останавливаться. За час нас предложили подвезти до Менделеевска – последнего города в Татарстане по этой трассе. Но до него было всего 10 километров, и мы отказались. Однако стояние начинало надоедать, и когда нам предложили это еще раз – мы согласились. Водитель татарин на камазе провез нас даже дальше, до какой-то следующей деревни.

Казань-Ижевск

    Там мы нашли место поровнее и стали голосовать дальше. Через какое-то время остановился другой татарский МАЗ. Водитель очень удивился, что мы едем бесплатно, но нас взял. Ехал он тоже недалеко. По пути мы с ним немного поговорили, выяснилось, что он был из Альметьевска – нефтяной столицы Татарстана. Но как его МАЗ, так и он сам выглядели небогато. Стоит заметить, что эти два водителя были настоящими татарами, сразу было видно, что они нерусские. В Казани, несмотря на то, что там половину населения составляют татары, таких характерных не так много.
    Водитель высадил нас у ДПС в каком-то поселке. Здесь была уже Удмуртия, и время переместилось на час вперед. Этот часовой пояс в России выглядит довольно забавно. Кроме Удмуртии в него входит только Самарская область.
    Купив воды, мы продолжили стопить на выезде из деревни. Жара уже разгулялась и заставляла нас поливаться потом. Где-то через полчаса нас подобрал молодой парень на газельке. Однако и он оказался локалом, поэтому скоро мы стояли дальше.
В этом новом месте мы простопили часа два. За это время никто не остановился даже за деньги. Поток был слабый, и рука не уставала, но жара выматывала. В какой-то момент на противоположной стороне дороги остановилась машина, и из нее вытолкали какую-то даму. Машина уехала, дама, покачиваясь, встала. На ногах она держалась очень плохо. Она походила, посидела, поговорила с какой-то местной теткой, наконец, стала голосовать. Голосовала она долго, но все же уехала раньше нас.
    Скоро после этого я застопил фуру, которая долго чинилась рядом с нами. Водитель остановился, не успев разогнаться. Дальше произошел любопытный разговор.
- Вы куда?
- В Пермь, но можно и до Ижевска.
- Как я вас повезу двоих?
- Ну, один из нас сзади сядет и будет прятаться.
- У тебя ноги грязные.
- А я носки одену.
- Хм, ну ладно, садись.
    Рюкзаки мы кинули в пустой прицеп, я надел носки и залез на кушетку, а Катюха села на сиденье. Дальнобойщик был из Калуги. Он сокрушался, что мы страдаем такой фигней, что нам надо ехать домой. Предлагал нас подвезти до Москвы, куда поедет после Ижевска. Я неохотно пытался возражать и в итоге задремал. Мужик довез нас до странного отворота с указателем Пермь перед самым городом и высадил.
    Отворот был очень странным – туда почти никто не ехал. Мы думали, что же нам делать и обнаружили рядом станцию железной дороги. Вышли на платформу. Нам повезло, электричка появилась почти сразу. Мы сели на нее и скоро были на вокзале в Ижевске. Удивительно, но путь в 150 километров занял у нас полдня.


Удмуртские приключения.

    В Ижевске мы умылись в туалете на вокзале, купили еду в магазине и сели в трамвай до противоположного конца города. Вольная энциклопедия называет два возможных выезда из города в сторону Перми: на Игру и на Воткинск. М7 идет на Игру, поэтому мы поехали туда. Почти час мы ехали на трамвае через весь город, что неудивительно, ведь Ижевск входит в двадцатку крупнейших городов России.
    На трассу мы вышли довольно скоро, но она нас разочаровала. Это была обычная дорога через лес с большим количеством дачников и никого более. Мы попытались дойти до объездной, но скоро поняли, что это дохлый номер. Сели в пригородный автобус, а потом и в маршрутку. Только так добрались до начала объездной. Но тут нас постигло новое разочарование. Трафик по-прежнему состоял только из дачников. Главное, не было фур, по которым сразу видно настоящую трассу. Но знаки говорили, что это М7. В чем же прикол?
    Стояли мы тут долго. Остановился один молодой парень, с удивлением смотревший на нас. Но он ехал очень недалеко, и мы с ним не сели. Уже вечерело, когда застопилась девушка. Она оказалась бывшей стопщицей, ехавшей чинить машину в поселок Якшур-Бодья за 50 километров. Она то нам и поведала секрет. Оказывается все ездят через Воткинск. М7, не М7 – всем побоку, так быстрее. Тут же дорога плохая, и состоящая из локала. Нас это, конечно, не обрадовало, но мы таки вышли в Якшур-Бодье. Дальше мы попытались выйти из поселка, но за ним оказался еще один. На каком-то повороте мы стали стопить дальше, но безуспешно. Стало темнеть, и мы пошли в ближайший лесок искать место под палатку. Лес оказался полон крапивы, мы с трудом нашли нормальное место. От деревни мы далеко не ушли, поэтому ночевали в окружении нескольких троп, по которым теоретически кто-то мог пройти, что не внушало оптимизм. Ночевали мы под лай собак, хорошо слышный из поселка.
    Следующее утро встретило нас неожиданно пасмурной погодой. Мы вышли на трассу, прошли за деревню, перекинулись парой фраз с водителем катка, который работал здесь на строительстве дороги. Стоп же опять не заладился. Полчаса мы не могли ничего поймать, да и особо не из чего было. Также я все время думал, что настоящая-то дорога не здесь. В итоге, мы приняли решение ехать обратно в Ижевск, причем цивильно. Дошли обратно до Якшур-Бодьи, нашли местный автовокзал. Скоро подошел междугородний автобус, куда мы и залезли. Там мы спокойно доехали до города.

Удмуртия

    Ижевск показался уже знакомым, хотя вчера мы просто через него проехались. В этот раз мы поехали к другому выезду из города в сторону Воткинска. На троллейбусе добрались до конечной. Тут мы решили дойти до объездной, а зря. Мы шли несколько часов по приличным холмам. Вначале по каким-то заводским районам, потом по деревенским, и, наконец, через леса, поля. Периодически мы останавливались и пытались стопить. Однако остановился только один чувак и предложил довезти до Воткинска. Мне же казалось, что в Воткинске, мы можем застрять не хуже, чем в Якшур-Бодье, поэтому хотелось поймать машину подальше, куда-нибудь в Пермский край.
    Проходя мимо поста ГАИ, мы были оштрафованы за передвижение не по той стороне дороги. Менты не хотели с нас денег, просто нужна была отчетность, и они выписали нам квитанцию. Поговорив с ними немного, мы пошли дальше. Так я получил свой первый штраф от ГАИшников раньше прав.
    Встали стопить после объездной, к этому времени опять вернулась жара. Машин было много, в том числе фуры и транзитники. Но останавливались только ребята до Воткинска, не знаю даже за деньги ли, так как ехать с ними мы по-прежнему отказывались. Видимо, это было ошибкой, потому что мы так ничего и не поймали за 4 часа. Это было самое длительное наше стояние за все время путешествия, к тому же неудачное.
    На самом деле меня стремал следующий факт. 5 августа в Новосибе надо было встречать Ксюху, а в Екатеринбурге Чая. Очень не хотелось застрять где-то, откуда никакими цивильными способами нельзя уехать. В Ижевске же был нормальный вокзал с поездами дальнего следования. Устав от жары и солнца в глаза, мы уже в 7 вечера сошли с дистанции. Сходили в магазин в пригородном поселке и забурились в лес неподалеку, который был полон крапивы. Видимо, это национальное удмуртское растение.
В лесу мы отдохнули и помыли грязные от трехдневного нахождения на пыльных дорогах ноги. Делать это было не очень удобным, так как вода использовалась бутилированная, но мы справились.
    А на следующий день сразу отправились в город на пригородном автобусе. Ижевск стал уже почти родным. В нем мы добрались на вокзал и купили билеты до Екатеринбурга на сегодняшний вечер. Причем купе, так как других не было. Но деваться нам тоже было некуда. После этого мы скинули вещи в камеру хранения и пошли исследовать город, который никак не хотел нас отпускать.


Ижевск.

    Вокзал Ижевска в отличие от большинства других городов находится практически на окраине. Общественный транспорт представлен всех видов кроме метро. Мы сели на трамвай и поехали в центр. По пути большей частью попадались какие-то складские и деревенские районы. Последние, кстати, являются некой отрицательной фишкой города. Покосившиеся избы , часто с выбитыми стеклами, но местами даже жилые, находятся даже в центре города.

Ижевск

    Трамвай едет по очень длинной улице (кажется Маркса), проходящей с севера на юг через весь город. По пути он забирается на приличный холм в центре. Уклон очень заметен, и иногда становится удивительно, как трамвай не скатывается назад.

Трамвайные пути в Ижевске

    Станция «центр» ижевского трамвая располагается почти на вершине этого холма недалеко от собора Александра Невского. Здесь уже полно народу, город шумит. Удивило большое количество реклам и зазывал на всякого рода школьные базары. По всему городу были развешены призывы готовиться к школе. А ведь был еще июль.

Собор Александра Невского в Ижевске

    Ижевск – крупный индустриальный город. Он индустриален настолько, что практически отовсюду можно увидеть трубы заводов или даже сами предприятия, раскиданные по всему городу. Многоквартирные жилые районы, заводы и деревенская застройка густо перемешаны по всему городу.

Панорама Ижевска

    Неподалеку от центра расположен так называемый пруд – небольшое водохранилище на реке Иж. Есть даже маленькая плотина, после которой речка представляет собой вонючий ручеек.

Пруд Ижевска

    За плотиной расположена короткая городская набережная. С нее открывается вид на основную, глобально реконструируемую набережную, которая сейчас представляет собой что-то среднее между заброшенным пустырем и строительной площадкой.

Набережная в Ижевске

    Над строящейся набережной расположена смотровая площадка – новодел. На ней недавно поставили памятник оружейникам – Ижевск славится оружейными заводами, именно здесь работал автор одноименного автомата Михаил Калашников. Этот памятник пользуется популярностью у немногочисленных туристов и гостей города.
    Рядом стоит другой новодел – уменьшенная копия питерского александрийского столпа. Причем стоит он около глухой стены большого дома. Кстати, в этом доме самый дешевый (и нормальный) Интернет, который мы встретили за все наше путешествие – всего 20 рублей час.

В центре Ижевска

    Пообедали мы в местной чайной ложке и продолжили гулять по центру. На самой вершине холма расположен главный крупный собор, довольно красивый и любопытный. Кажется, он сделан из тех самых красных кирпичей, из которых до революции строили фабричные здания и общежития для рабочих.

Главный собор Ижевска

    Чуть подальше находится комплекс правительственных зданий – безусловно, самое прибранное и прилизанное место удмуртской столицы. Большая площадь, покрытая брусчаткой, скверы и фонтаны, даже окрестные дома так облагорожены, что создается самое благоприятное впечатление. К сожалению, это не отменяет того факта, что ближайший деревянный дом с выбитыми стеклами находится метрах в трехстах.

Дворец президента Удмуртии

    От площади перед администрацией начинается большая лестница, ведущая к пруду. Но из-за реконструкции набережной дойти можно было только до памятника русско-удмуртской дружбы, представляющего собой большую стелу. Вообще, по городу тут и там висят плакаты с лозунгом: «Россия и Удмуртия – 450 лет вместе». Я, признаться, думал, что все удмурты давно ассимилировались. В общем, это почти так. Удмуртскую речь услышать нереально (интересно, какой процент населения может хотя бы изъясняться на ней). Однако среди горожан встречаются удмурты, которых довольно несложно отличить от русских. Особенно женщин-удмурток. У них очень характерные, слегка монголоидные черты лица.

Монумент в Ижевске

    Ближе к вечеру пошел дождь, поэтому мы поехали дожидаться отправления поезда на вокзал. Через несколько часов мы уже сидели в вагоне. В купе с нами были два прилично одетых мужчины из Екатеринбурга. Один из них оказался велотуристом, поэтому общие темы для разговора нашлись быстро. Ну а следующим утром мы были уже в столице Урала. Это был уже следующий часовой пояс (+2) и другая часть света – Азия.

Екатеринбург.

    В Екатеринбург мы приехали в восемь утра. Столица Урала встретила нас непривычным холодом. На тему вписок мы пока не беспокоились. Чай обещал приехать ближе к вечеру и обеспечить нас жильем. Чтобы не таскаться с вещами, мы скинули их в камеру хранения. В самом вокзале нас заинтересовали большие картины, нарисованные на высоких потолках и показывающие жизнь города в различное время. На картине, посвященной 1991-1999 годам, изображен Борис Ельцин, идущей в центре большой толпы на фоне городских зданий. Среди народа показаны люди-символы того времени, по мнению художника: священнослужитель, бизнесмены, военные с гитарой. Вообще, Ельцин учился в Свердловске (нынешнем Екатеринбурге), поэтому тут его еще помнят. Есть даже улица, названная его именем.
    Кстати, интересна ситуация с названиями города. В советское время он назывался Свердловск, сейчас Екатеринбург. Оба названия длинные, поэтому народ стремится сократить. До приезда в город, я думал, что стандартным сокращением является не очень благозвучное Ёбург. Но местные жители так не считают. У города существует множество сокращений, среди них Ебург, Екат, Катер, Катя. Девушки, у которых мы в итоге вписались, сказали, что все называют ЕкБ (читается екабЭ). Городской сайт же ekburg.ru.

Екатерибург

    Первым делом мы решили ехать в центр на площадь 1905 года, чтобы найти там книжный магазин с картой города. Для этого нам пришлось проехаться на метро. Несмотря на то, что здесь всего семь станций, то есть всего на одну больше, чем в Казани, впечатление оно производит совсем другое. Поезда ходят часто, народу ездит много – сразу видно, что метро нужно городу. В общем, Ебург производит впечатление развитого современного города. Повсюду много машин и людей, жизнь кипит, дома строятся, всё облагораживается. По моему личному впечатлению, Екатеринбург – это третий город России в плане развитости/важности.
    В центре города мы довольно быстро нашли книжный магазин и затарились картами Екб и Тюмени. По карте я сразу оценил возможный маршрут осмотра города, и мы отправились в путь. Первым делом вышли к речке Исеть. В самом центре города ее перегораживает плотина, поэтому с одной стороны небольшой ручеек, а с другой целое озеро. Здесь, пожалуй, наиболее живописные виды, много новых зданий. Нам, тем более, повезло с погодой: яркое солнце красиво освещало городской пейзаж. Несмотря на легкий ветерок, настроение сразу резко поднялось.

Екатеринбург

    Мы вышли к озеру со стороны екатеринбургского сити – еще строящегося района небоскребов. Такого нет даже в Питере. Гостиницы и офисные центры чередуются с правительственными зданиями. Видно, что город небедный.
    На противоположной от нас стороне озера находились новые жилые здания, спортивные сооружения, Храм-на-Крови, а также Екатеринбургский Мукомольный Завод. На дальнем плане высилась высотка огромного строящегося небоскреба, чем-то напоминающего Монпарнас в Париже.

Храм-на-крови в Екб

    Мы с Катюхой обошли озеро по периметру, погуляли в парке, пофоткались у храма. Он расположен на месте расстрела царской семьи и посвящен именно этому событию. Внутрь мы заходить не стали. Нас очень смущал наш потрепанный немытый вид. Вместо этого пошли вглубь города в поисках магазина туристического снаряжения. По дороге посмотрели на внушительный монумент погибшим в Афганистане, почему-то называемый Черный Тюльпан.

Черный тюльпан, Екб

    Магазин мы довольно быстро нашли, закупились газом, после чего продолжили осмотр города. Дошли до технического университета, затем по улице Ленина пошли обратно к плотине. Город живой и опрятный, гулять по нему хорошо. У плотины расположен памятник основателям – Татищеву и де Геннину, который в народе называется «Бивис и Баттхед».
    Тут подошло время обеда, и мы пошли на местный Арбат перекусить. В ЕкБ тоже есть Арбат, то есть улица Вайнера. Это пешеходная улица, выложенная брусчаткой. По ней с некоторой периодичностью расставлены новомодные бронзовые памятники. Также тут встречаются образцы старой деревянной архитектуры. Они, впрочем, встречаются и в других местах центра, составляя основу множества исторических зданий.

Деревянная архитектура Екб

    После обеда мы смогли созвониться с девушкой, которая обещала Чаю нас вписать. Сам Чай был в пути от Челябинска, поэтому Ирина (так звали девушку) рассказывала нам про сложную схему встречи. Дело в том, что в этот день они праздновали день рожденья ее парня в местном клубе, поэтому она передавала нас своим знакомым. Встреча должна была состояться в этом самом клубе ближе к ночи.
    Но пока у нас было полно времени, и мы продолжили осмотр. Вышли на набережную Исети, дошли до цирка. Около него расположена самая необычная достопримечательность – огромная бетонная башня с дырой в верхней части. Это заброшенная недостроенная телебашня. Смотрится она мрачновато: оголенная арматура наверху, зияющие дыры в стене. Почти на самой вершине оставлена большая надпись – видимо, находятся любители экстремальных развлечений. Мрачноватости конструкции добавляет огороженный пустырь вокруг нее в самом центре города. Довольно загаженное и заброшенное место с соответствующими личностями.

Телебашня екб

    После мы зашли на метеорологическую горку, где нам обещали смотровую площадку. Она даже есть, но с нее видно просто большой современный город на холмах, а не достопримечательности. Прошлись около зоопарка, вышли обратно к Исети. На этот раз посмотрели ставший недавно знаменитым памятник клавиатуре. Огромные каменные клавиши стали объектом фотосессий даже свадебных кортежей. Чуть ли не полчаса пришлось ждать, прежде чем нам удалось нормально сфотографироваться самим. Стоит также заметить, что, несмотря на внушительный размер, часть клавиш уже успели стырить. Особенно досталось «эфкам».

Екб, памятник клавиатуре

    После клавиатуры мы пошли к плотине, перешли речку по какой-то трубе. К этому времени стало холодать, и мы поехали на вокзал ждать Чая. Около вокзала обнаружили старое здание станции, ныне превращенное в музей. Он был закрыт, зато перед ним мы обнаружили несколько прикольных скульптур железнодорожной тематики. Устроили фотосессию.

Екб, музей жд

    После этого мы взяли вещи из камеры хранения, переоделись. Нехорошо, конечно, надевать чистую одежду на грязное тело, но все-таки в клуб идем на день рождения. Скоро после этого подъехал Чай. Делясь впечатлениями за прошедшую неделю, мы поехали обратно в центр искать клуб 2КУ.
    В центре произошел занимательный случай. К нам подошел молодой человек опрятного вида и спросил: «I guess, you speak English». По говору было видно, что он иностранец. Нас он, видимо, тоже принял за каких-нибудь буржуйских бэкпэкеров. На его полувопрос я ответил: «Yes».
- Can I help you?
- Yes. We are searching for music club… (Чай подсказывает) twoQ.
- Ask them.
    Парень показывает на каких-то девчонок неподалеку. Идем к ним. По дороге он спрашивает, откуда мы (where are you from?). Отвечаем, что из Москвы (Moscow). У него появляется легкое недоумение на лице. Подходим к девушкам, к которым она нас направил, и заводим: «We are searching for music club twoQ». Одна из них с явным русским акцентом начала нам объяснять, как пройти. Что-то в стиле: «you should go there and there». Тут Катюха выдала: «Ааа, так нам туда и туда». Девчонка: «А, так вы русские». В общем, был веселый момент. К слову сказать, не последний раз нас приняли за иностранцев.
    В итоге мы нашли этот клуб. Там было довольно тесно и много народу. Но атмосфера нормальная. Меняясь, играли различные местечковые группы. Собственно сам именинник – какой-то известный музыкант. Кто-то утверждал, что он «лучший губной гармошечник в России».
    В клубе мы попили пивка, послушали музыку, поговорили. После этого Ирина передала нас трем девушкам: Алене, Наташе и Свете. Света была за рулем, и мы шестером понеслись на ее двенашке через полЕбурга в окраинный район УралМаш, где Алена снимала квартиру.
    Девчонки оказались очень веселые и интересные, тоже стопщицы. За разговорами и напитками мы просидели до глубокой ночи. Девчонки уговорили нас остаться еще на день, тем более, Чай толком города не видел.

Екб

    Утром погода испортилась, небо заволокло, и периодически шел дождь. Я, Катюха и Чай поехали гулять в центр. Мы уже ориентировались в центре города без карты, впрочем, там несложно. Пройдя вдоль Исети, мы вышли к цирку и пошли в женский монастырь неподалеку. Света работала там регентом – дирижером церковного хора. По совместительству она еще сама поет, а также учится на третьем курсе педагогического. Встретив ее, мы вместе поехали к храму-на-крови. Там она работала преподавательницей курсов звонарей.

Школа звонарей в храме-на-крови. Екатеринбург.

    Света устроила нам небольшую экскурсию в храме, после чего мы пошли наверх, где есть небольшая комнатка – звонарный класс. Здесь мы под ее руководством попробовали свои силы в игре на колоколах. Было очень интересно. Стоит сказать, что шум стоит очень приличный, поэтому все одевали наушники. При этом за пределы комнаты звук практически не доносится.
    А вот потом мы пошли на нормальную колокольню, где Света уже сама прозвонила над всем городом. На колокольне было холодновато, зато открывался очень красивый вид. Когда же мы спустились обратно, и знакомый охранник спросил Свету, кто это был с ней – она ответила: «высокопоставленные гости из Москвы».

Екб, вид с колокольни храма-на-крови    

    После этого мы вместе сходили пообедать в пиццерию на Арбате, которая порадовала своими ценами. После этого погуляли по городу. Вначале вчетвером, потом втроем, когда Света опять уехала на работу. Вечером опять тусили у девчонок: досушили постиранные вещи, помылись еще раз. В этот раз посиделки переросли в неплохую пьянку. Мы с Чаем даже ходили в три часа ночи за догоном по УралМашу. В итоге поспать нам удалось только 2 часа, так как Свете с Аленой опять было с утра на работу. В шесть утра они отвезли нас на машине на трассу в сторону Тюмени. По дороге нас тормознули гаишники, но все обошлось. Зато после этого машину неплохо повело и развернуло на утренней пустой дороге. Стремно, конечно, но зато бодрит.


Азиатский стоп.

    Из Екатеринбурга мы стопили часов в 7 утра. Вопреки опасениям, вызванными неудачным удмуртским опытом, мы уехали довольно быстро. Вначале Чай, затем через какое-то время и мы с Катюхой. Первый мужик вез нас до какого-то города по пути, сам не зная сколько ехать. В итоге, мы проехали с ним почти сто километров, обогнав Чая по пути. С водителем говорила Катюха, я же засыпал на заднем сиденье.
    В итоге мужик спросил дорогу у какого-то грибника, высадил нас посреди дороги и уехал в другую сторону. Мы же продолжили стопить. Машин было мало и ехали они быстро. Правда, была надежда, что почти все транзитники. На удивление быстро затормозила какая-то тачка. Причем, из-за скорости и тормозного пути, нам пришлось к ней бежать метров 50-100, водитель даже слегка сдал назад. Зато удача – он ехал в Тюмень.
    На этот раз вперед сел я и всю дорогу разговаривал с водителем. Он оказался вполне разговорчивым, поэтому обсудить мы успели с ним многое. Он поддерживал наше путешествие. Даже сказал, что если б не работа, то уехал бы с нами.
    По идее мы уже въезжали в Сибирь, и я пытался найти отличия. Но трасса была самая обычная. Прямая дорога шла через леса, деревень почти не было, природа вокруг не отличалась от привычной нам.
    Водитель ехал быстро, и в Тюмени мы оказались чуть ли не до обеда. Неподалеку от места высадки был городской вокзал. Там мы перекусили. Электричек в Тобольск с наскока не нашли, поэтому потихоньку двинули к выезду из города. Тюмень – крупный и быстро развивающийся город. В каком-то смысле это столица нефтегазового региона России, поэтому деньги здесь водятся. Город довольно опрятный, в центре лежит плитка, играет музыка. Тюмень – первый город в Сибири. Это звание может оспорить только Тобольск, который раньше и был столицей Сибири. Но потом все главные магистрали проложили в других местах, и Тюмень безнадежно его обогнала. Однако с исторической и культурной точек зрения Тобольск более интересен, поэтому мы поехали туда.
    На выезде из города Катюха пошла в магазин. Пока я ждал, ко мне подошел местный мент казахской внешности. Первым делом, он успокоил меня, что не собирается нас трогать, затем просто поинтересовался, как нам ездится стопом. Глядел на меня он даже с некоторым восхищением. Вообще к этому времени я уже привык ощущать себя этаким ходячим экспонатом зоопарка. Часто, особенно в Удмуртии, многие машины специально медленно проезжали мимо, внимательно тебя рассматривая.
    На самом выезде из Тюмени стоит знак «Фары и ремень», от небезызвестного дизайнера Темы Лебедева. Однако ни на каких других выездах этот знак я не видел, также нигде не был замечен его новый знак для тюменского ГИБДД, так что разговоров пока больше, чем дела.

Выезд из Тюмени

    Довольно быстро застопилась машина, и мы поехали дальше. По дороге ехали через многие деревни. В некоторых из них полно мечетей – тут живут сибирские татары. Однако с настоящими татарами они вроде как имеют мало общего. Сибирские татары являются потомками давних переселенцев из средней Азии и выглядят также.
    Здесь места стали уже отличаться. Сибирские деревни как-то покрепче, чем в европейской части. Здесь реально живут люди. По обочинам в большом количестве продают дары природы: грибы, ягоду, рыбу и сельхозпродукцию. Все это рассчитано на богатых нефтяников и газовиков. Именно эта дорога ведет в Ханты-мансийский автономный регион, и по трассе постоянно снуют переполненные людьми машины 86 региона.
    Деревенские пейзажи органично дополнялись нашей машиной. Это была старая классика, в которой по-деревенски пахло землей и удобрениями. Главное, магнитола играла на каком-то странном языке. Вначале я подумал, что водитель из местных татар, но выглядел он по-европейски. В итоге оказалось, что он из Марий Эл, и поют на марийском.
Высадил он нас в какой-то крупной деревне, вытянувшейся вдоль трассы. Мы прошли многочисленные торговые точки и встали стопить дальше. Машины останавливаться не торопились. 86 регион, вообще, имеют дурную славу. Несмотря на их обилие по всей трассе, они обычно едут семьями на юга и не берут попутчиков. Тем временем, погода стала портиться, и мы боялись попасть под ливень.
    Но нам повезло. Очередной мужик подобрал нас до самого Тобольска. Мужик был весь в наколках и всю дорогу слушал незнакомые мне блатные песни. Я даже удивился как много таких песен. Сам он был неразговорчив, к тому же я быстро уснул на заднем сиденье.
    Ближе к Тобольску вдоль дорог пошли густые леса, места стали более северными, но все равно не отличались принципиально от того, к чему мы привыкли. Зато, когда мы на закате, пересекали по мосту реку Иртыш, нам открылся безумно красивый вид. Высокие отвесные берега с одной стороны, освещенные заходящим солнцем с виднеющимся высоким Тобольским кремлем. Такую красоту описать тяжело.

Иртыш

    Мужик завез нас в город и довез до самого кремля. Мы даже переждали у него в машине дождь, и только после этого вылезли наружу и попрощались.

Тобольск.

    Тобольск состоит из двух частей: подгорной и нагорной. На их границе на высоком обрывистом холме на берегу Иртыша расположен самый восточный кремль в России. Он и сам по себе красив, но местоположение – это его самый главный козырь. И вид с него на подгорную часть, состоящую из деревенских кварталов с многочисленными церквями и мечетями, и вид на него снизу – готовые картинки на стену или экран монитора.
    В данный момент город активно стремится стать туристическим центром. На самом деле, он им и так является. Тут есть гостиницы, приезжают туристические автобусы. Но дополнительно облагораживается территория, строятся новые здания по соседству с кремлем и т.п.

Тобольский Кремль

    Однако у города есть заметный недостаток, особенно с точки зрения сытого туриста. Это местное население. Люди, встреченные нами у кремля, делились на три типа: цивильные туристы, жители нагорной части и жители подгорной части. Нагорная часть представляет собой обычный небольшой провинциальный город, построенный в советское время. Подгорная же часть – это исторический Тобольск. Но сейчас население там деревенское в худшем смысле слова. Ребята они, в общем-то, нормальные. Но вести себя с ними надо уметь. Вида они, в основном, гопнического, поэтому особой безопасности не ощущаешь. Тем более, вечером. В этот день еще был праздник ВДВ, поэтому к общей картине добавлялись пьяные десантники, гоняющие по городу на своих десятках.

Подгорная часть Тобольска

    Мы с Катюхой осмотрели кремль, полюбовались красивейшим видом Иртыша на закате, перекинулись парой фраз с приставучими деревенскими парнями и пошли искать место для ночевки. Вначале сходили в местный центр туризма – деревянный дом в подгорной части. Но местная тетка явно не хотела нас впускать и довольно тупо от нас отмазывалась. Забив на это, мы принялись осматривать местные холмы. В итоге решили, что при необходимости можно слегка забуриться в лес и переночевать.
    Чай еще ехал, поэтому мы присели около стелы в честь завоеваний Ермака, который бился именно за эти места, и стали ждать. Чай приехал, когда уже почти стемнело. Втроем мы поднялись на холм и поставили палатки у обрыва за соснами. Лес просматривался, и жилые дома были близко, но на одну ночь такой ночевки должно было вполне хватить. В этот раз мы впервые ночевали вместе двумя палатками.

Иртыш в Тобольске

    С утра пошли исследовать город дальше. Начали с подгорной части. Места красивые, древние и интересные. Однако, местным мы были интересны гораздо больше. Нас подзывали и расспрашивали. Очередной раз это сделал молодой человек, высунувшийся из окна. Мы подошли и разговорились. Чувака звали Женя, и он довольно быстро проникся нашим путешествием. За окном звенели стаканами, и Женя предложил нам присоединиться. Мы отказались, сославшись, что еще рано. «А у нас в Тобольске с самого утра бухают». О своем городе он был невысокого мнения: «Тобольск – это жопа в жопе». Женя пугал нас местными гопниками, сказал не ходить в татарскую слободу, дал телефон, чтобы мы звонили, если кто-то тронет. Расстались мы почти друзьями, но неприятный осадок остался.

Тобольск

    Особенно перепугалась Катюха, она хотела поскорее выбраться отсюда и уехать из Тобольска, пока мы не нарвались на неприятности. Чай же напротив был смел, хотел сходить в слободу к татарам и клал на все опасности. Я понимал, что мы все-таки стопщики и бояться местного населения нам не к лицу, но Катюхины опасения понимал. В итоге мы забили на слободу, быстро дошли до Кремля и поднялись в нагорную часть.
    Тут Чай осмотрел кремль, купил карту города к себе в коллекцию. Из нее мы кроме всего прочего узнали, что в Тобольске разворачивались действия второй книжки про Робинзона Крузо, и сам Робинзон тусил в тогдашней столице Сибири. А я вообще не знал, что есть такая книжка. Затем мы пофоткались у новомодных скульптур в честь сказок Ершова – известный писатель сам из Тобольска. Еще чуток погуляв по городу, сели на автобус и поехали за город на вокзал.

Памятник сказкам Ершова

    Ехали долго и смогли убедиться, что нагорная часть состоит преимущественно из советских многоэтажных коробок. Вредная кондукторша содрала с нас деньги за провоз багажа. Катюха быстро согласилась и оплатила – лишь бы поскорее свалить отсюда.
    Вокзал Тобольска находится далеко загородом, рядом с ним проходит городская объездная. На ней мы и стали стопить обратно в сторону Тюмени.


Самый длинный стоп.

    Дорога Тюмень-Сургут вполне хорошего качества, несмотря на суровые погодные условия. По ней в богатые нефтяные районы России везут товары. По ней же едут многочисленные отдыхающие в теплые края. 86й (Ханты-мансийский автономный округ) и 89й (Ямало-Ненецкий автономный округ) регионы одни из самых распространенных на трассах России. Соперничать с ними может разве что Москва. Однако в среде автостопщиков эти регионы не любят из-за того, что берут они крайне редко. Все объясняется просто, в 99% случаев эти машины забиты под завязку. Люди, которые бывали в районе Сургута, утверждают, что в тех местах стоп ничуть не отличается от России, берут там охотно.
    В районе же Тобольска стоп быстрым не получается. Мы с Катюхой довольно долго стояли, глядя на проезжающих мимо северян и постоянно снующие камазы. Видимо, рядом была какая-то стройка. Один такой камаз нас в итоге и подобрал. Он подвез нас около 5 километров и высадил у развязки, где вливался поток машин из самого Тобольска. Однако стопить от этого лучше не стало.

Тобольская объездная

    Любопытной была погода. Она началась еще вчера и продолжалась в итоге несколько дней – до самого Новосибирска. Облака по небу шли полосами. Из них сыпал дождь, иногда даже ливень. Но ширина полос была крайне небольшой. Поэтому дождь тоже шел небольшими промежутками времени. И так весь день.
    Мы стояли с Катюхой у поворота, периодически орошаемые дождиком и стопили. Пару раз нам предлагали подвезти несколько километров. Один раз даже остановился сотрудник ГИБДД и предложил подвезти до поста. Но застрять где-то в лесу не хотелось, так как надо было скорее добираться до Новосиба ловить Ксюху. Поэтому мы не покидали нашей позиции, откуда в крайнем случае можно уехать цивильно на автобусе до Тюмени.
    В районе 4х вечера мы устали стопить и пошли на заправку купить поесть. Вернулись, не успели начать кушать, как застопилась-таки машина 89 региона. Катюха посмотрела на меня безумно радостными глазами и побежала договариваться. В автомобиле была пожилая семейная пара. Места у них было немного, и мы разместились на заднем сиденье с рюкзаками на себе. Неудобно, но зато мы ехали в Тюмень.
    Просидев в таком положении несколько часов, мы добрались до города уже вечером. Однако было еще время отъехать подальше, чтобы переночевать. Воспользовавшись нашей настольной книгой – вольной энциклопедией от АВП – мы сели в троллейбус и поехали к нужному выезду. По дороге осматривали Тюмень. Город быстро строился, обрастал крупными торговыми центрами. Неплохое место для жизни, наверное.
    В этот раз вольная энциклопедия нас подвела. Видимо, из-за недавней постройки объездной дороги маршруты транспорта изменили. В какой-то момент мы поняли, что едем не туда, вышли на улицу и пошли пешком к объездной. Пока мы катались по городу, Чай успел добраться до Тюмени. Более того, его подвезли сразу до объездной, и он успел даже отъехать дальше.
    Мы же на объездную добрались уже почти затемно и даже начали присматривать лесок с другой стороны, где можно перекантоваться ночь. Однако нам повезло – мы застопили ПАЗик. Водитель гнал пустой автобус к месту ремонта дороги в 30 км за городом. По дороге он подвозил всех стопщиков. Чая он тоже не пропустил, и мы опять были вместе.
    Впрочем, это было ненадолго. Как только мы вышли около ремонтируемого участка, Чай буквально тут же в полной темноте умудрился застопить тачку и уехал дальше в ночь. Мы же отошли в лес и расположились на ночлег. Места здесь были заметно болотистые, начиналась Западная Сибирь.

Западная сибирь

    Следующее утро мы застали в 1200 километрах от Новосибирска и за день до прибытия туда Ксении. Чай был немногим ближе нас к цели, поэтому надо было поторапливаться. Первым делом мы застопили машину до Ялуторовска. Этот город в 70 километрах от Тюмени знаменит тем, что сюда свозили многих декабристов. Везшая же нас машина знаменита тем, что это первое праворульное авто на нашем пути на восток. Однако мы сидели сзади и не попробовали, как это ездить слева от водителя.
    У Ялуторовска находится стоянка дальнобоев. Девушки из Екб говорили, что она очень крупная и тут надо ловить тачку сразу до Новосиба, так как нормальных мест дальше не будет. Может мы видели другую стоянку, но она нас совершенно не впечатлила, и мы застопили машину ритуальных услуг еще на 20 км. Это, пожалуй, была самая необычная машина за все время путешествия. Специализированная газелька ехала с работы домой. Катюха сидела спереди, а я сзади – там, где обычно сидят родственники (у гроба. в общем). Вместо гроба лежал большой деревянный крест. Водитель совсем не парился на эту тему, говорил просто про жизнь и угостил нас семечками.
    По дороге мы обогнали аццких велопутешественников. Впереди ехала девушка, ее велосипед был увешен различными тюками со всех сторон. За ней ехал парень, увешенный не менее круто, но кроме того у него был удивительный прицеп сзади, на котором помещалась еще куча вещей. Ребята удивительно отважные. Я бы не рискнул так ездить по загазованным федеральным трассам.
    Катафалк высадил нас у какой-то деревни, и мы пошли вперед в поисках лучшей позиции. Впереди я заметил стоящую машину с водителем. Мужик мне издалека не понравился, и я решил тихо пройти мимо. Но он окликнул нас и предложил подвезти. На самом деле, это оказался вполне вменяемый чел, который довез нас до поворота на Ишим еще целых 200 километров. С ним мы много поговорили. Мужик был нерусский, видимо, казах. Сказал, что Тюмень становится мощным богатым центром, и туда съезжается вся область. Маленькие городки и деревни пустеют.
    По дороге мы видели Чая, а также бабушку-стопщицу. Многовато развелось путешественников, подумал я. Но у поворота на Ишим ситуация была еще жестче. Дело в том, что тут сходится дорога от Тюмени и дорога от Кургана (продолжение М5). Дальше на восток идет только одна федеральная трасса. Есть еще кусок через Казахстан, но сейчас там никто не ездит из-за границы.
    На повороте стояло 2 стопщика в одну сторону, один в другую, еще мы приехали. Почти сразу подъехала автостопная бабушка и быстро заняла позицию за уже стоявшими людьми. Мы с Катюхой прифигели и пошли в магазин на заправку купить поесть.
    В это время отписался Чай. Он поймал легковушку сразу до Новосиба. Ксению он явно успевал завтра застать, так что без палатки она не оставалась. Настроение наше улучшилось. Однако надо было продолжать стопить.
    Выйдя на трассу, мы обнаружили, что бабушка уже уехала (первой из всех!). После этого мы поговорили с чуваком, который стопил в обратную сторону. Он ехал из Читы на Черное море. Тоже тусил во всех городах, поэтому за целый месяц так и не выбрался из Сибири. Затем поговорили с парнем из Томска, возвращавшимся домой из Питера. Не скудеет земля русская на путешественников.
    Здесь мы стояли долго. Почти всех остальных ребят уже разобрали. Наконец, как только начался дождь, нас подобрала машина 86 региона. На удивление в салоне был только один водитель. Он ехал куда-то на охоту в Омскую область. Он раскрыл нам несколько секретов 86 региона (сам он был из Ханты-Мансийска). Во-первых, у него был отпуск 64 дня (он был госслужащий, но сказал, что так у всех). Во-вторых, всем северянам оплачивают бензин до места отдыха и назад. Вот народ и ездит по всей стране на тачках. В салоне у него было небедно: gps, телевизор, крутая магнитола, куча других вещей. Мужик угощал нас колой и рассказывал байки про жизнь на севере.
    С ним мы въехали в Омскую область. Это был уже следующий часовой пояс (+3). Таким образом, у нас оставалось меньше времени для стопа. Где-то в Омской области мы вышли и заняли очередную позицию. Ждали опять прилично. Наконец, нас подобрал какой-то мужик. Он очень удивился, что мы едем бесплатно. Потом он неправильно понял Катюху, решив, что у нас вообще нет денег, и все-таки согласился подвести до Омска. Мы с ним даже нормально поговорили. Но в итоге что-то щелкнуло в его голове, и он устроил нам целое представление с кидаловом.
    Вначале он неожиданно заметил, что у него какие-то дела в каком-то селе по пути, хотя раньше таких дел у него не было. Он высадил нас на перекрестке в этом селе. А сам поехал по какой-то разбитой улице внутрь. Проехал метров сто (я следил), развернулся, завернул в колею на поле. По ней доехал до леса, потупил там (видимо, дорога стала совсем разбита), опять развернулся. Выехал на дорогу мимо нас, разговаривая по телефону (или делая вид). Не глядя на нас и рисуя странные знаки в воздухе (что-то типа разворачиваюсь), уехал в сторону Омска.
    Я поначалу даже не поверил в такое кидалово, думал он вернется. Но время показало обратное, ну да и фиг с этим мужиком.
    А вот с погодой не фиг. Весь день облака продолжали идти полосами. Внезапно очередной раз начался ливень. Мы добежали до леса, но все равно промокли насквозь. А тем временем вечерело. До Омска было около 100км, проехали мы сегодня мало и были расстроены. Стоп опять не задался. Решили забить и идти ставиться в лес. Но он был очень мокрый, к тому же деревня рядом. Побродив по нему немного и промочив ноги, мы решили дойти до следующей рощи. И пока мы шли и стопили, ни на что не надеясь, остановилась фура.
    Дальнобойщик Валера ехал с грузом в Новосибирск и согласился нас подвезти. Обрадованные мы залезли к нему в кабину: я сел, а Катюха легла назад. Валера оказался простым веселым парнем. Мы с ним отлично поболтали. Но скоро наступила ночь, и он припарковался на стоянке дальнобоев. С ним вместе мы поужинали в придорожном кафе. Посмотрели на всяких дальнобоев, их жизнь и обычаи. Стоит сказать, что Валера очень выгодно выделялся на их фоне культурой и поведением.

Омск - Новосибирск

    Спали мы у него в кабине. Он на нижней полке, мы на верхней. Надо сказать, что было крайне неудобно, мы с Катюхой с трудом умещались, ворочаться было практически невозможно. Спал Валера долго, мы даже приуныли. Однако в итоге он проснулся, мы позавтракали в той же кафешке и поехали дальше. Довольно быстро добрались до Омска, объехали его по объездной. После этого мы целый день были на колесах. Всего раз вышли на улицу в туалет. Средняя скорость составляла 70-80 км/ч, а ехать надо было все 600. В результате мы обсудили с Валерой все, что можно. Довольно интересно и познавательно, но все же утомительно.
    Из окна наблюдали любопытные пейзажи. Болотистая степь перемежалась редкими лесами и рощами. Деревья в них были вполне обычные. Очень часто попадались парящие орлы, или другие птицы такого рода. Деревень же было очень мало, за 100 км могло не быть и одной. Места малонаселенные.
    Трасса более-менее нормальная, двухполосная, загруженная. Периодически попадались указатели в сторону с надписями в стиле «Верхние бугры 80». Причем, дорога в эти бугры, сразу от трассы становилась грунтовкой или щебенкой. Вот уж действительно у черта на куличках.

По дороге из Тюмени в Новосибирск

    Ближе к вечеру Чай написал, что они встретились с Ксюхой и ночуют на берегу Обского моря, но мы не успевали добраться до города в этот день. Не доезжая 50 км до Новосиба, Валера встал на стоянку и сказал, что будет ждать звонка от заказчика на разгрузку. Мы попрощались и пошли стопить дальше. За полчаса так никого и не поймали, поэтому забурились в ближайший лес на ночлег.
    Погода была плохая, холодная и дождливая. На следующий день в семь утра мы проснулись от каких-то голосов. Это были грибники, которым никак не спалось. Решив, что и так проснулись, вылезли из палатки. Грибники, видимо, увидели нас раньше и поспешили ретироваться от беды подальше.
    Собрав мокрую палатку, мы вышли на трассу стопить. Поток машин в город был сильный. Обычно мы опускали руку, когда ехала такси или маршрутка. Но тут возможности не было, и такси все-таки остановилось. Катюха (стопила она) долго смотрела на нее, а потом заявила: «Мы с вами не поедем!». На что молодой водила сказал: «Да залезайте, до города подброшу». Так мы доехали до Новосиба. Причем, богатым таксиста назвать было нельзя. На заправке на последние деньги он купил 4 литра бензина. Вскоре после этого мы были в столице Сибирского федерального округа.


Новосибирск.

    Несмотря на начало августа, Новосибирск (в простонародье Энск) встретил нас ужасной погодой. Было холодно, и шел дождь. Катюхины хлипкие кроссовки промокли еще в лесу. Никакого желания осматривать города не было. Тем более, что я тут уже был в 2005 году, и исторической ценности город не представлял.
    Вначале мы доехали до метро, на нем до вокзала. Новосибирск является третьим городом страны по населению. Метро здесь состоит из целых двух веток. На одной из них, правда, всего 4 станции. Главной же ценностью метро является длинный метромост через Обь, являющийся лучшим способом перебраться с берега на берег. В общем, метро оставляет хорошее впечатление нужного городского транспорта.
    На вокзале мы посмотрели расписание электричек в сторону Академгородка. Ж/д транспорт в городе также хорошо развит. По всем пригородным направлениям часто ходят электрички. Часть из них даже пускают в обход вокзала, создавая некое подобие веток метро. Однако мы на ж/д не поехали. Вместо этого перекусили в местном Ростиксе. Кстати, макдаков восточнее ЕкБ нету, а Ростикс добрался даже до Новосиба. Однако дальше на восток заканчивается и он, оставляя место местным маркам.

Вокзал Новосибирска

    После завтрака пошли под дождем на городской рынок. По дороге прикупили карту Томска в книжном магазине. На рынке, не углубляясь в лабиринты торговых рядов, Катюха быстро приобрела резиновые сапоги и сразу же их надела. После этого нам стало решительно нечего делать в городе, и мы поехали на автобусе в Академгородок.
    Академгородок находится в нескольких километрах южнее Новосиба и является его самым знаменитым пригородом. В СССР любили строить академгородки, особенно в сибирских городах. Они есть еще, как минимум, в Томске, Красноярске и Иркутске, но новосибирский, безусловно, самый знаменитый. Академгородок построен по принципу «город в лесу», когда вырубаются только те деревья, на местах которых построят дома или дороги. Все остальное пространство остается настоящим лесом. В результате в городе заметно лучше экологическая обстановка, да и просто жить приятнее. Сейчас Академгородок потихоньку утрачивает свой облик, здесь массово строится жилье на месте бывших лесных массивов. Город очень популярен для жизни, и в настоящее время тут проживает в три раза больше жителей, чем было запланировано изначально.
    Академгородок создавался как район ученых. Тут находится Новосибирский Университет и куча различных НИИ. Несколько остановок подряд в автобусе объявляют что-то типа «НИИ физической химии». При этом между объявляемыми НИИ находится еще парочка. А сколько их всего сложно представить.
    В центре города мы, наконец, встретились с Чаем и Ксюхой. Погода к этому времени слегка улучшилась, дождь кончился, и мы, обмениваясь впечатлениями, пошли гулять. По пути попытались попасть в музей минералогии, находящийся в соответствующем НИИ. Однако туда нужна была предварительная запись. Надо сказать, что я в Академгородке, как и в Новосибирске, был уже второй раз. Впервые я побывал здесь на всероссийской олимпиаде 2005 года, и теперь провел ребят по местам своей боевой славы. Также я был в некоторых музеях в свое время, а вот теперь нам никуда попасть не удалось.

Ксюха приехала

    Пройдя сквозь город и внимательно присматриваясь к вывескам типа «баня», мы дошли до ж/д. Здесь закупились едой и поехали на соседнюю станцию Обское Море. Здесь находится большой городской пляж на берегу Новосибирского водохранилища, образованного плотиной на реке Обь. Место красивое, но очень засранное. Новосибирцы в целом, как и жители других российских городов, не отличаются чистоплотностью и любовью к природе. Горы мусора лежат по всему пляжу.
    Погода и здесь сделала свое дело. Все пляжные развлекухи простаивали, кафе были закрыты, народу почти не было (и это в начале августа). Нам от этого было только лучше. Мы поставили палатки и устроили себе разгрузочный день. Купаться не захотелось, поэтому просто погуляли и пофоткались. Вечером даже развели костерок, благо на берег было выкинуто куча сухих бревен.

Обское море

    Ближе к ночи облака слегка разошлись, и пляж осветила красивая полная луна. На этой радостной ноте закончилась первая часть нашего путешествия и началась вторая, где нас было уже четверо, и где мы ездили по сибирским городам.

Москва – Новосибирск
Новосибирск – Байкал

 

Хостинг от uCoz