Оглавление

27 июля, Владимир Кононов.
Перевал Арчатор.

26 июля

27 июля. Группа Александра Маслова

28 июля

С утра было очень холодно. Мы встали только в 6:30. Ночью был снегопад, и теперь вся долина была припорошена мокрым снегом. Смотрелось красиво, но еда и руки замерзали моментально. Солнца в этот раз дождалась даже Сашина половина. Мы уже и не пытались выйти так же быстро, как они.

Долина реки Асантукум с утра.

В 8:30 мы выдвинулись. Поначалу шли по хорошо видимой тропе в зоне альпийских лугов. Иногда приходилось срезать по мокрой траве, но это было не очень приятно. На солнце снег начал таять. Через три ходки мы дошли до конца ступени долины. Тут мы повернули вправо и начали круто взбираться по камням вдоль ручья.

Подъем к перевалу Арчатор.

Далее мы шли по тропе через камни. Местами было скользко. Солнце уже начало пригревать, но иногда дул холодный ветер, а с земли тянуло прохладой от снега. Правильно одеться в таких условиях было очень тяжело, то холодно, то жарко. Группа уже привыкла к длинным подъемам, и уверенно шла к цели.

Вид по пути на перевал Арчатор.

К 11:37 мы подошли под перевал Арчатор. Таким образом, 3 часа (2 часа 10 минут чхв) прошло с момента выхода. Перевальный склон у перевала Арчатор каменный. Осыпь очень слабая, хотя камни спустить все-таки можно. Над взлетом нависал снежный карниз. По следам Сашиной группы мы потихоньку забрались наверх. В 12:20 мы были уже на седловине. Здесь дул пронизывающий холодный ветер. Из-за него группа Саши нас не дождалась и ушла на спуск раньше.

Перевальной взлет перевала Арчатор.

Мы наверху тоже пробыли недолго, и уже в 12:45 начали спуск. С другой стороны перевал был тоже каменно-осыпной. Умельцы быстро спускались, используя горнолыжную тактику. К 13:13 мы были на траве под перевалом.

Спуск с перевала Арчатор.

Теперь официально о перевале Арчатор.

Категория трудности

Прохождение

27 июля с востока

Сняты записки

Группы Саши Маслова, горный турклуб МГУ.

Необходимое снаряжение

Каски, палки/ледорубы

Теперь мы были в зеленой долине реки Арчатор. Через получасовую ходку мы дошли до места обеда у реки. Сразу же поставили и лагерь на вечер. Дело в том, что все перевалы были пройдены, а день запаса не израсходован, поэтому торопиться было некуда. Спускаться вниз к жилью не хотелось. Лучше провести лишний вечер в горах. Впрочем, скот заходил и сюда. Более того, к нам подошли поговорить местные пастухи. Они на удивление хорошо говорили по-русски, и задавали вопросы с дотошностью фсбшников. Пастухи сказали, что весь многочисленный скот им не принадлежит. Они просто наемные работники, пасущие скот нескольких хозяев.

Вид на Арчатор с места ночевки.

Оставшийся день мы отдыхали. Сушили вещи, наблюдали за низколетящими облаками и иностранными туристами, идущими на перевал. В воздухе висело ощущение конца похода, хотя до Москвы даже у самолетной группы было еще 5 дней.