Оглавление

23 июля, Владимир Кононов.
Спуск вдоль реки Онтор в альплагерь Каракол.

22 июля

23 июля. Группа Александра Маслова

24 июля

В хронометраже время подъема – 06:00. Есть мнение, что наш хронометрист вставал на полчаса позже, чем все. Надо сказать, что скоростью подъема наша половина не отличалась. Как говорится, группа вся в своего руководителя. Собрались мы, как всегда, позже Сашиной половины. Погода была ясная, от вчерашних облаков не осталось ни следа. По отчетам мы знали, что спускаться с ледника не так просто. Ближе к низу начиналась ледовая река, перейти которую без специального снаряжения трудно. С ледника же удобно сходить в его левой части, в то время как ночевали мы справа. Поэтому надо было, не доходя до реки, перейти на левую сторону. Однако, пока переходить было рано. Стартовав в 08:15, мы пересекли курумник и забрались на центральную моренку ледника. Шли все время по камням в касках. Тропа была обозначена турами.

Место ночевки и моренные валы на леднике Онтор. Фото 22 июля

Центральная морена становилась заметно выше ледника. Ледник и долина начали поворачивать вправо. Чуть не доходя до поворота, мы спустились с моренки влево и перешли на соседний каменный вал. Спуск с морены был потенциально камнеопасен, поэтому спускались аккуратно. Пару камней все же спустили. От момента старта прошли 2 ходки (45 минут чхв) к этому времени.

Соседний вал был скорее засыпанным камнями ледником. Шли по грязному льду. Местами было скользко, встречались трещины и речки. Опасную ледовую реку мы уже избежали, но с ледника стоило сойти пораньше. От левого борта долины нас отделял скользкий ледовый участок с трещинами.

На леднике Онтор, после поворота. Вид на главный хребет

После одной ходки по засыпанному камнями леднику (20 минут чхв) мы собрались и плотной группой начали аккуратно пересекать ледник. Шли по-прежнему в касках с палками. Попадались трещины, ближе к краю ледника были большие трещины. Я шел первым и выбирал путь. Однако сложностей не возникло. Только в паре мест было скользко. Меньше чем через ходку мы были уже на курумнике с левой стороны от ледника.

Ледник Онтор

Спускаться по крупному курумнику моей половине удавалось относительно легко. Мы нагоняли группу Маслова. Однако пара нехороших падений на спину была – рюкзак спас от травм. Ну и пару синяков набили конечно. Неудивительно, что потом как мужская, так и женская половины щеголяли голыми ногами, сплошняком покрытыми синяками. Но у мужиков ноги хотя бы волосатые...

За две непростые ходки (50 минут чхв) спустились до травяной поляны, где хотели по плану ставить лагерь еще вчера. Тут была мутная река Онтор, вытекавшая из одноименного ледника. Однако ребята нашли чистый ручеек. В 10:30 мы окончательно прошли перевал Онтор.

Долина реки Онтор, с ледника Онтор

К сожалению, не все прошло гладко. Аня из группы Маслова подвернула ногу на ровном месте уже после спуска с курумника. Подвернула ногу неудачно. Оставлю медицинское описание этого момента Саше, так как сам особого участия не принимал. Двумя группами мы двинулись дальше в 11:11. Сорок минут шли по широкому участку долины, где река разлилась на множество рукавов. Идти надо было продолжать по левому краю долины. Но некоторые участники убежали вперед ближе к центру. В результате не раз пришлось перепрыгивать через речки. Некоторые участники слегка искупались. В 11:57 обе группы встали рядом на обед на зеленом левом склоне долины. Аня медленно шла в конце, хромая, но не сильно снижая скорость группы. Теперь мы шли двумя группами вместе, не разделяясь, на случай если понадобится наша помощь. Да и вместе идти веселее, особенно вниз.

Долина реки Онтор. Ледник Онтор на заднем плане. Фото с места обеда

Еще во время обеда небо начало заволакивать тучами. Слышался гром, где-то ближе к низу долины. Однако нам с Сашей было понятно, что рано или поздно накроет и нас. И тут у нас с ним одновременно взыграло в одном месте. Гроза могла быть сильной, но явно закончилась бы в разумное время. Мы не стали пережидать, а с огнем в глазах объявили команду «выход». Пусть промокнем, зато весело. Я даже не стал надевать куртку и штаны от дождя. Все равно промокну, но хоть не так жарко будет и куртку будет сухая на непредвиденный случай. На часах было 14:06. Капать начало как только мы вышли. А через несколько минут зарядил настоящий ливень с градом. Градины больно били по ушам. Мы шли по тропе с краю от разлившейся речки. Вскоре на пути встала морена. Мы обходили ее справа, ближе к реке. Пару раз надо было переползать через большие скользкие камни. Кто-то падал, все быстро промокли. За камнями тропа потерялась. Мы пробивались через кусты и камни, и, наконец, нашли тропу, которая вывела нас в очередной широкий участок долины на поле. Дождь кончался. Ребята быстро собрались, но Саши, Ани и Леши не было. Мы дошли до ближайших камней, где сделали привал. Вся гроза заняла 40 минут, на привал мы встали в 14:56. Впечатлений было много.

Морена на пути в долине реки Онтор. На заднем плане вершина 30 лет ВЛКСМ

Я отправил троих ребят искать Сашу, Аню и Лешу, но те скоро пришли сами. Аня не могла идти быстро, лучше ей не становилось. Рюкзак ей разгрузили еще в самом начале. Погода стала резко меняться к лучшему, вышло солнце, стало припекать. Тропа была отлично видна до самого альплагеря. По пути стало больше кустарников, а вскоре мы и вовсе зашли в лес из Тянь-Шаньской ели. Мы шли длинными ходками и поэтому сильно растягивались. За два часа (15:08-17:06) мы спустились до высоты 2800 метров. Здесь решили разделиться. Саша взял самых быстрых и побежал (в прямом смысле) в альплагерь. Там надо было договариваться о ночевке и бане. Остальные пошли пешком в прежнем темпе, дожидаясь последних (Лешу с Аней).

Тропа вдоль реки Онтор

Все время шли через лес. Ближе к реке Телеты, спадающей с левой части долины, троп стало больше, они разделялись. Появились люди, в основном, иностранные туристы. У речки мы подождали всех. Было уже 18:14. Реку Телеты надо было проходить в два этапа. Она довольно бурная, но везде были наложены мостики из скользких непрочных бревен. Мы с Лешей помогали девушкам. Остальные парни убежали в первой части. Аню вели совсем аккуратно, но она все равно неаккуратно наступила, и боль усилилась. Второй поток проходили схожим образом. Только Аня пошла вброд, сняв ботинки. Я перекидывал ее ботинки с берега на берег и не докинул один. К счастью, не тот, в котором должна была быть больная нога. После перехода реки было уже 18:34.

Аня шла уже совсем медленно, и все кроме меня, Леши, Ани и медиков пошли быстро в альплагерь. Дорога была широкая (автомобильная) и очевидная, все время по левому берегу. Мы дошли до коша, где три дня назад стояли в ожидании заброски. Сашину группу остановили лесники и пытались развести на бабки, но он не поддался, сказав, что пусть в альплагерь приходят. Туда никто не пришел. Денег им давать не стоит. Официальный сбор какие-то копейки, лесники хотят больше. Без бумаг им платить точно не надо. Расценки узнаются в альплагере, там администрация на стороне туристов, и лесники ее боятся.

Мост через реку Телеты

От р. Телеты до альплагеря – пара километров. Девчонки были там уже в 19:00. Наша отстающая группа – позже. В лагере кипела жизнь. Купили пиво, поставили тенты и палатки. Вечером по очереди (по 5 человек) сходили в баню, организованную в вагончике. На следующий день была полудневка, поэтому со сном не торопились. Баня и красивейшее звездное небо были нам наградой за пройденный второй круг похода.

Итого:
06:00 – подъем
08:15 – выход, идем по курумнику
08:15-08:52 – курумник, плюс каменный вал над ледником (30 минут чхв)
08:52-09:26 – спуск по камням на леднике (25 минут чхв)
09:26-09:45 – пересекаем ледник
09:55-10:50 – спуск по курумнику до травы (45 минут чхв)