Оглавление

22 июля, Владимир Кононов.
Перевал Онтор.

21 июля

22 июля. Группа Александра Маслова

23 июля

Встали в 6 утра. Было холодно, и мы долго собирались. Светило солнце, дул сильный ветер. Ночью подморозило, и было скользко. Ребята из Сашиной половины устроили гонку мисок. По льду они отлично катились.

Место ночевки с утра. За мной тот самый камень

К 9 ребята собрались и надели каски и обвязки. Шли в связках с ледорубами. Моя половина образовала три связки: Саша-Наташа-Ильдар, Витя-Марина-Ася, Лена-Маша-Вова. Сашина группа, как всегда ушла раньше. Мы шли по их следам. Снег был хороший, но все же мы иногда проваливались в него по колено. Ледник закрытый, но ни одну трещину мы так и не увидели. Вначале шли вверх, потом взяли левее ближе к пику Джигит, а потом пересекли ледник и вышли к камням под перевал Онтор. Как мы знали из описаний, перевал – это не то, что им кажется, а чуть правее на камнях.

Перевальный взлет перевала Онтор со стороны ледника Кельтор

На леднике дул сильный порывистый ветер. Идти было тяжело. Очередной порыв сорвал накидку с моего рюкзака и унес далеко вниз к месту ночевки. Сам виноват – не надо было надевать или надо было лучше закреплять. Ближе к перевалу снег стал глубже, и наша скорость уменьшилась. Но все равно к 10:45 мы были на перевале (итого 1 час 15 минут чхв). Седловины на Онторе толком нет, только небольшое «окно», откуда можно спускаться дальше вниз. В нем сильно дуло, поэтому мы расположились на камнях пониже. Тут ветра почти не было, а солнце напротив пригревало.

На перевале Онтор

На высоте 4040 метров Саша решил устроить снежные занятия. Молодец. Я сказал своей половине, что пусть присоединяются к Саше по желанию. Пока они провешивали веревки в снегу, зарубались, учились делать ледорубный крест и прочие премудрости, я отдыхал, лазал по камням, любовался красотами. К сожалению, только в районе половины моих участников присоединилось к Саше. Правда, часть оставшихся жаловались на плохое самочувствие. Ночевка на леднике, высота выше 4000 метров. Неудивительно, что кому-то могло поплохеть.

Снежные занятия под перевалом Онтор

Погода была отличная,  и на снежные занятия потратили больше двух часов. Мокрые, но радостные ребята, наконец, собрались. Вес рюкзаков увеличился из-за мокрых веревок. Сашина группа стала спускаться первой. Был очень живой склон. Ребята двигались крайне медленно. Часто вниз спускали камнепады. Через какое-то время они ушли за скальный выступ, но мы продолжали слышать звук спускаемых камней и матерные крики.

Вид на ледник Онтор со скалы рядом с перевалом Онтор

Когда ребята Саши, наконец, спустились, пошли мы (в 13:40). Мы шли плотной группой. Первым шел я, Витя замыкал. Первые 20 метров было подобие тропы. Потом шли просто по камням. Камни среднего размера, реально живые. Чтобы не спускать камни друг на друга, после каждой пары шагов ждали всех. Такое передвижение было очень долгим. Пройдя где-то половину пути, я понял, что так жить нельзя. Время уходило, погода портилась. Все небо было в облаках, начинался снег. Тогда я решил спускаться индивидуально по очереди. Пространство позволяло сделать два коридора. Я спустился сам, спуская массу камней. Затем снизу помогал ребятам, но они и сами отлично справились. В итоге в 14:10 мы все были внизу. Спустившиеся, не дожидаясь остальных, надевали обвязки и готовили связки.

Спуск с перевала Онтор

Сашина группа по доброй традиции уже проделала нам хорошую тропу. Мы шли теми же связками, только теперь было мокро. В снег проваливались гораздо чаще. Шли вдоль правой границы ледника. Иногда выходили на грязевые участки на леднике. Попадались трещины. Некоторые были широкие и глубокие. Но никаких проблем с ними у нас не было. После длинной ходки (35 мин чхв) в 14:50 мы сошли с ледника на камни справа по ходу.

На леднике Онтор в ходке от перевала Онтор

На камнях мы развязали связки и сняли обвязки. Однако движение продолжили в касках и с ледорубами. Склон был крутой, камни большие. Опасность небольшого камнепада была, да и сами камни были скользкими. Девушки Сашиной половины шли медленно, поэтому мы скоро догнали его половину и шли вместе. Так прошли две длинные ходки (1 час чхв). Некоторым участникам на этом участке было трудно, кто-то же наоборот показывал чудеса силы и выносливости. Никакой тропы не было, шли по камням по правой кромке долины. Ледник в какой-то момент свернул от нас влево. Однако мы продолжали идти по правой кромке.

Спуск вдоль ледника Онтор.

В итоге, как и намеревались, мы вышли на зеленые склоны. Тут был небольшой ручеек и кусок ровного пространства. Слева зелень ограждал курумник, за которым был ледник. Справа был каменисто-травяной склон. Дальше ровные зеленые места были заболочены. Изначально мы хотели встать тут на обед и пойти дальше, но из-за времени (16:15) и усталости группы не стали этого делать. До следующих стоянок надо было идти до конца ледника, что как минимум заняло бы 3 часа, а скорее всего больше.

Оставшееся время обедали и отдыхали. Кто-то лазал по камням, кто-то бегал по курумнику, кто-то спал, кто-то занимался физкультурой, кто-то приводил себя в порядок. Ребята пережили первый в своей жизни перевал 1Б, и не простой 1Б. Мест под палатки было мало, да и те кочковатые. В итоге мы поставились так близко, что Леша сказал «застройка как в Москве». До вечера небо толком не разошлось, но и осадков практически не было.

Наш лагерь на зеленых площадках у ледника Онтор

Итак, мы прошли главное препятствие – перевал Онтор. Теперь официально о нем.

Категория трудности

Высота

4040 метров

Характер

Ледник+камни (восток), осыпь на ледник (запад)

Ориентация

Восток-запад

Прохождение

22 июля со стороны ледника Кельтор

Сняты записки

Не помню

Необходимое снаряжение

Каски, обвязки, ледорубы, веревки и обвязки для перемещения в связках

Итого:
06:00 – подъем
09:00 – выход в связках
10:45 – перевал Онтор (1 час чхв)
11:00-13:00 – снежные занятия
13:40 – начало спуска с перевала по осыпи
14:16 – конец спуска, выход в связках по леднику
14:50 – сход с ледника, снимаем обвязки
15:00-16:10 – идем по камням до зеленых стоянок (1 час чхв)